Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Фото Контакты



Экономические нормативы как форма вмешательства в деятельность предприятий

Применяемые в настоящее время экономические нормативы являются «обсчетом» уже сформировавшихся расходов и пропорций распределения прибыли предприятия по направлениям использования. Эта видимость нормативов на самом деле есть не что иное, как разновидность индивидуальных адресных заданий. Министерства, являющиеся в соответствии с Законом полномочными субъектами установления экономических нормативов, не только вторгались в сферу взаимоотношений предприятия с госбюджетом, но и директивно регламентировали пропорции распределения собственных средств предприятия из прибыли по направлениям использования. Следствие этого — нестабильный характер нормативов, их необоснованная дифференциация по годам пятилетки, зависимость от объемных показателей, индивидуальный характер. Таким образом, экономические нормативы стали формой прямого вмешательства государственных ведомств в воспроизводственную деятельность предприятия и прямым нарушением статуса социалистического предприятия как обособленного товаропроизводителя. Характерно, что в Законе о государственном предприятии определены как статус предприятия, так и возможность его прямого нарушения.

Представляется, что проблема состоит пе только в неточности формулировок Закона о государственном предприятии или злой воле министерств и ведомств. Закон предполагает формирование социалистического рынка и товарного производства при сохранении полной монополии государства на этом рынке. Контрольные цифры и государственный заказ являются директивными предписаниями производственной программы предприятию, а экономические нормативы — принудительным распределением произведенного дохода. Основание то же, что и в предреформенные времена — полная монополия государственной собственности на всю совокупность используемых в процессе производства ресурсов. Классики марксизма убедительно доказали, что условия распределения составляют оборотную сторону отношений собственности. В условиях моноструктуры собственности (всеобщности государственной формы собственности) любые преобразования отношений распределения в обществе, какими бы прогрессивными, справедливыми и демократичными они не были по провозглашенной идее, на практике объективно примут форму адекватных моноструктуре собственности форм распределения, а именно — прямого централизованного изъятия, распределения и перераспределения доходов предприятия.

Трудно представить, что государство облагает налогом свой же доход, поэтому вполне обоснованно централизованное распределение последнего при внешнем сохранении налоговой формы. http://www.yescasino.net

91fcb2510c0622cdf3c9de53c740ee82