Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Фото Контакты



Фильм „Облава на одичавших собак”

Кажется, узбекский кинематограф прочно вышел на второе место в мире (после итальянского) по количеству фильмов о мафии. Говорю это не в упрек людям, осваивающим тему грудную и больную, а дабы констатировать: жанр „фильмов о мафии” (а это вне всякого сомнения именно жанр или, по крайней мере, поджанр) требует от своих создателей соблюдения „правил игры pin up”, которая ими выбрана. Иными словами, у этих картин — свои законы, свои схемы и свои стереотипы. „Облава на одичавших собак” режиссера Дамира Салимова нравится мне тем, что выполнение этих правил не стало фактором самодовлеющим. Картина, бесспорно, держит зрительское внимание, она зрелищна. Но главное, на мой взгляд, это — попытка сценариста В. Романова и режиссера Д. Салимова, не забывая о сюжетной интриге, сосредоточить наше внимание на психологической и нравственной стороне дела. Пусть не во всем, последовательно, пусть не всегда удачно...

Стереотипы (даже выработавшиеся уже в узбекских „мафиозных” фильмах) мешают — из картины в картину переходят аморальные областные вожди и их подпевалы. На этот раз мафиозные партработники устраивают себе водную феерию в бассейне с девушками, поначалу показательно демонстрирующими чудеса синхронного плавания, а потом также показательно — свои соблазнительные прелести. Что касается еды, то тут зритель, да еще отвыкший за последние месяцы от тонких деликатесов, вообще истечет слюной, наблюдая, как главный отрицательный персонаж вкушает бутерброд с икрой. А представляете, что с беднягой-зрителем будет, когда вконец обессилев от голода, он увидит еще и подвалы на горной даче с возлежащими на стеллажах дорогими колбасами, окороками, соленой рыбой, заморским вином и баночным пивом?

Это к тому, что законы жанра, помимо всего прочего, предопределяют еще и непременную „сказочность” повествования. И это, возможно, главное противоречие, так и не разрешенное пока ни одной из узбекских (равно как и всех прочих, отечественных) картин о преступлениях советской мафии. С одной стороны, чудовищная реальность, мерзость подонков, не гнушавшихся ничем, издевавшихся над целым народом, если надо пытавших, расстреливавших, говорят, даже давивших людей асфальтовым катком, заговаривающих все это красивыми цитатами из Владимира и Леонида Ильичей, а также из Шарафа Рашидовича... С другой стороны, неизбежная условность киноповествования, сказочная градация „плохих” и „хороших”, переизбыток кинокрови, видеть которую зрителю уже не страшно.

При всем уважении к благородным намерениям создателей нового узбекского фильма о мафии, нам еще трудно и снимать, и смотреть такие фильмы. Мы слишком недалеко отошли от всего этого. Следствие по делу Адылова еще не закончено, хлопковые тайны еще не раскрыты, боль за целый народ — униженный, обращенный в „хлопкорабство” — еще не отболела.



7567d3b66b0ec67e6b4f327b7b30778a