Мировая история военно-патриотического образования уходит своими корнями вглубь веков. Еще в Древнем мире предпринимались усилия для накопления и передачи опыта и традиций вооруженной защиты своих интересов подрастающему поколению.
Особенности развития цивилизаций Древнего мира, различия религии, обычаев и традиций, разнообразие этнических, экономических и социокультурных факторов закономерно порождали своеобразие подходов к подготовке подрастающего поколения к воинской службе.
Вместе с тем в эпоху древних цивилизаций, несмотря на различия, воинское воспитание обладало рядом общих признаков, которые выражались в жестких социальных регуляторах, обязанностях и даже в зависимости подрастающего поколения от установленных норм и требований, продиктованных существующей идеологией и религией. На протяжении тысячелетий выстраивалась и последовательно совершенствовалась система военно-патриотического образования подрастающего поколения.
Ее содержание и направленность определялись весьма высокими, даже жесткими требованиями общества и государства к необходимости выполнения гражданского и воинского долга по защите собственных национальных интересов. Важно отметить, что эти требования вполне органично вписывались в систему основных принципов и норм ранней европейской демократии, активно развивающегося правового государства, которые взросли и реализовались в своих классических формах в Древней Греции и в Древнем Риме. Идея служения отечеству, готовности с оружием в руках выступить па защиту независимости и территориальной целостности парода, государства позиционировалось не только в качестве высших и непререкаемых ценностей, по и как важнейшее условие существования и развития граждан, их постоянного образа жизни.
По существу уже в то далекое время принцип обеспечения национальной безопасности посредством формирования с раннего детского возраста готовности к вооруженной защите своего отечества был в полной мере реализован на практике. Яркая драматичная и насыщенная многочисленными событиями, фактами и примерами военная история Древнего Глипта, Персии, Греции, Македонии, Рима и некоторых других народов и государств — убедительнейшее тому подтверждение.
Это подтверждается результатами исследований, полученных авторами, согласно которым определяющим структурным компонентом готовности молодежи к военной службе является ее мировоззренческая направленность и система высших духовно-нравственных ценностей. Такая точка зрения переплетается с основными положениями требований подготовки эфебов в Афинах и Спарте.
Афинская эфебия представляет собой удивительнейшее явление в истории мировой цивилизации. После того как она просуществовала около полутысячи лет, о ней забыли на 15 веков.
В конце XIX — начале XX века опыт афинской эфебии нашел свою новую жизнь в многочисленных эфебских обществах, которые начали возникать на территории США, в бойскаутском движении, а также в других организациях, которые ставили своей целью подготовку молодежи к исполнению ею своего гражданского долга в духе приоритета нравственных ценностей, демократических идеалов, милосердия, добра, справедливости, дружбы и товарищества.
Наибольшего внимания заслуживает опыт именно афинской эфебии, так как между спартанской и афинской эфебиями существовала принципиальная разница, которую очень хорошо понимали уже древние авторы.
Об этом интересно сказано у Лукиана в ею всемирно известном труде «Анахарсис, или об упражнении тела». Об афинской системе подготовки молодежи он пишет: «...более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье». Для того чтобы достичь первой пели -быть прекрасными душой, афинские юноши с детства изучали произведения Гомера, Гее и ода, знакомились с философскими трудами Сократа, Аристотеля, Платона, бесплатно посещали театральные представления. Чтобы достичь второй цели — быть сильными телом, афинские юноши занимались разнообразными гимнастическими упражнениями, как общеукрепляющего, так и прикладного характера.
Что же касается спартанцев, то вся система подготовки детей и юноdшей к выполнению гражданского долга, завершающей частью которой являлось обучение в эфебии, была построена на основе поразительных по своей жестокости приемов, полностью исключая общекультурное развитие. Конкретные примеры жестокости спартанцев по отношению к своим детям и юношам стали общим местом в истории мировой культуры.
Система спартанского военно-патриотического образования имела целью выработать из каждого спартанца воина. Главное внимание спартанцы обращали па развитие физической силы, выносливости и смелости. Физическая сила, бесстрашие и ловкость в Спарте пенились очень высоко. Меньше внимания уделялось выработке культурных навыков, хотя каждый спартанец должен был уметь читать и писать. С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, после чего становился полноправным гражданином. Школьное образование было рассчитано на то, чтобы выработать презрение к роскоши, послушание, выносливость, физическую силу и смелость. Подростки воспитывались в суровых условиях: их часто заставляли голодать, переносить лишения и нередко наказывали. Большая часть времени отводилась упражнениям в беге, борьбе, метанию копья и диска. Много внимания уделялось военным играм. Музыка, пение, танцы были также направлены на воспитание качеств, необходимых воинам. Воинственная музыка должна была возбуждать мужество: тайны изображали отдельные моменты боя. В своих песнях спартанцы прославляли храбрых воинов и порицали трусов. Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возрастным и территориальным группам.
Разница в системе подготовки афинских и спартанских юношей к военной и гражданской службе определялась множеством факторов, среди которых ведущим был политический. Спарта, по существу, была авторитарно-тоталитарным государством, в то время как Афины - первый и великий образец демократии в истории человеческого общества.
Поэтому в афинской эфебии реализовалась первая в мире система всесторонней подготовки юношей к защите отечества, опыт которой беспрецедентен но своей значимости.
Главное условие победы афинских воинов над многократно превосходящими их персидскими войсками заключалось в том, что афиняне защищали идеалы демократии, личную свободу, руководствуясь в своем поведении идеями патриотизма и гражданской ответственности. Эта мысль ярко прослеживается, например, в классической трагедии Эсхила «Персы». Автор трагедии сам принимал участие в битвах при Марафоне и Саламине, поэтому его свидетельства общенародного подъема граждан, сражавшихся за свободу, за дедовские могилы, за жен и детей, особенно поучительны и интересны .
Молодой грек к 18 годам был хорошо подготовлен в общеобразовательной, гимнастической и музыкальной школах. Он умел читать, писать, знал наизусть поэмы Гомера и Гесиода, хорошо плавал, владел основными приемами борьбы, бокса, панкратиона (синтез борьбы и бокса, прикладной вид подготовки греческих воинов), имел достаточно развитое мышление благодаря обязательному изучению философии.
Для зачисления в эфебию юноше надо было пройти сложную процедуру, подробно описываемую у Аристотеля в работе «Афинская политая» . И только тогда для него начинался первый год из двухгодичного цикла подготовки эфебов к военной и гражданской службе.
Цикл подготовки включал разнообразные интенсивные гимнастические тренировки и военные упражнения с боевым оружием. Кроме того, юноши большое внимание уделяли (что было обязательной частью их подготовки) театральным репетициям, углубленно изучали философию.
В конце первого года обучения эфебы демонстрировали навыки и умения в военной тематике и технике владения оружием перед гражданами Афин в государственном театре. После этого, в конце представления, каждому эфебу выдавались копье и шит. Они давали клятву верности, которая начиналась с обещания: «Я не опозорю моего священного оружия и не покину моего друга, где бы я ни находился...». Выданное государством оружие почиталось священным и бросит его в бою было равносильно дезертирству.
Идея гражданской ответственности определяется системой отношений эфеба к своим товарищам, к оружию, которое он получил, к богам своих предков, к священной земле своего отечества. Гражданская ответственность определяется сложными структурами самосознания. Юноша-эфеб готов подчиняться правящим представителям государства, которые управляют с мудростью, но, безусловно, в любой ситуации готов сражаться со всяким, кто посягнет на законы и границы государства.
Эти устремления определяют осуждение таких проявлений, как кичливость, похвальба, надменность. В противоположное этому юношам-эфебам присущи благочестие, почитание справедливости, ненависть к высокомерности и непричастность к позорным речам. Их слава - в делах, а не в громких словах. Свою главную жизненную цель они видят в служении идеалам добра, справедливости, гуманизма.
Для афинского юноши-эфеба смерть предпочтительнее измены высшим ценностям афинского общества. Высшие морально-политические чувства снимают простейшие биологические эмоции. Понятие «родина или смерть» для него не просто патетическая конструкция, а императив, определяющий всю его жизнь.
Система ценностей, идеалов и высших морально-политических чувств, воплощена в афинской эфебской клятве, эпосе, драматических произведениях. На вопрос: во имя чего он готов отдать свою жизнь в борьбе с захватчиками -юноша-афинянин мог бы ответить: во имя любви к своей родине, во имя демократических идеалов государства, во имя моей личной свободы, исходя из понимания моей личной гражданской ответственности за судьбу отечества.
Подготовка юношей в эфебии к защите отечества, строившаяся на основе принципа калокагатии, то есть всестороннего гармоничного развития духа и тела, формировала личность патриота и гражданина, верного идеалам демократии, личной свободы и ответственности, умеющего сражаться в самых сложных условиях, готового отдать свою жизнь за свободу и родину своих предков.
Для афинского юноши эфеб и я была завершающим этапом его образования и воспитания. Молодые афиняне приходили в эфебию уже хорошо подготовленные в мусических и гимнастических школах: знали наизусть поэмы Гомера и Гесиода, изучали философию, умели плавать, занимались гимнастическими упражнениями, борьбой, боксом.
Личностно-характерологические черты, формируемые у эфебов, - их благородство, гражданская ответственность, самостоятельность, мужество и др. - являются той нормативной моделью, которая навсегда вошла в сокровищницу человеческой культуры. Трудно переоценить значимость эфебской клятвы, которую можно сравнить только с клятвой Гиппократа. Разнообразные физические упражнения, которыми занимались эфебы, являются оптимальной моделью развития важнейших качеств для будущего защитника отечества.
В Древнем Риме военную службу обязан был нести каждый гражданин. Для несения военной службы в полевой армии отбирались люди в возрасте от 17 до 45 лет. От военной службы освобождались только те лица, которые участвовали в 20 военных походах при службе в пехоте или в 10 военных походах при службе в коннице. Римская армия была сильна своей выучкой. Ее система воспитания и подготовки воинов создала, по словам Энгельса, победителей древнего мира.
«...мы всегда выигрывали тем, что умели искусно выбирать новобранцев, учить их, так сказать, законам оружия, закалять ежедневным упражнением, предварительно предвидеть во время упражнений в течение лагерной жизни все то, что может случиться в строю и во время сражения, и, наконец, сурово наказывать бездельников», - свидетельствовал военный теоретик Древнего Рима Вегеций. Развивая свои мысли о характере и особенностях военной подготовки будущих легионеров, он писал: «Теперь посмотрим, какого возраста надо набирать воинов. Действительно, если надо сохранит древний обычай, то всякий хорошо знает, что к набору надо привлекать людей в начале их возмужалости; не только скорее, но и лучше усваивается то, что изучают с юных лет. Затем, военную подвижность и ловкость, умение прыгать и бегать надо развить раньше, чем тело с возрастом станет вялым. Подвижность — это то, что после пройденного ряда упражнений делает бойца энергичным. Поэтому выбирать надо юношей, как говорит и Саллюстий: «Молодежь, выносливая на войне, в трудах лагерной жизни училась военному делу» . Ведь лучше, чтобы юноша, пройдя курс обучения, мог сожалеть о том, что он еще не достиг возраста, нужного для бойца, чем скорбеть о том, что это время прошло».
В Западной Европе с точки зрения развития военно-патриотического воспитания в период господства феодализма заслуживают некоторого внимания три имени: Робан Мавр - архиепископ Майнский (в IX в) в.). Эгидий Роман или Колумб - кардинал и архиепископ Буржа (1247 – 1316 гг.) и Христиана де Пизан - дочь итальянского врача и придворного астролога французского короля (XIV в.).
Робан Мавр в своем приложении о душе человека главное внимание обращает на вопросы физических качеств воина и его физического воспитания.
Эгидий Роман отмечает, что воин должен обладать честолюбием, изобретательностью, мудростью и хитростью, и эти качества необходимо, прежде всего, воспитывать у юношей знатного рода.
Христиана де Пизан требовала, чтобы юношество воспитывалось в военном духе, но дворян, по ее мнению, надо обучать рыцарскому искусству, а простой народ следует учить только стрельбе из лука и метанию камней.
Видный государственный и политический деятель Италии Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.), которого Энгельс характеризовал как первого, достойного упоминания, военного писателя нового времени, в трактате «О военном искусстве» писал: «Особенное внимание надо обращать на нравственные качества: солдат должен быть честен и совестлив» . Ловкость и сила также являются необходимыми качествами солдата. Воспитание имеет весьма большое значение, так как «природа редко рождает храбрецов. Они во множестве создаются трудом и воспитанием».
Эпоха возрождения и реформации (конец XIV - начало XVI вв.) оказала мощное воздействие на всю идеологию и систему военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Философско-педагогические взгляды и учения европейского Возрождения, его педагогическая триада (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) качественно изменили смысл и содержание военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Новизна ренессансных подходов к решению задач военно-патриотического воспитания выражалась в обновлении идеала духовного и физического развития личности, способной на самостоятельные и общественно-полезные действия; побуждении и развитии у подрастающего поколения национального самосознания; актуализации идеи и опыта военного искусства Римской империи; усилении внимания к идеям независимости и пробуждения чувства единства этноса; критике христианского аскетизма и недостатков рыцарского воспитания и т.д.
В преддверии Нового времени в сфере военно-патриотического воспитания постепенно происходит переход от религиозной к светской системе. Главная цель военно-патриотического воспитания определялась как обеспечение подготовки к жизни в обществе в соответствии с теми установками и ценностями, которое оно декларировало. Формировались основы воспитания патриотов, людей, готовых и способных с честью и достоинством исполнять обязанности военной службы.
Буржуазные революции XVI - XVIII вв. уничтожили феодальные порядки с их сословными перегородками, было упразднено и крепостничество. Все это явилось социальной предпосылкой для введения нового способа комплектования армий и военно-морских флотов - всеобщей воинской повинности, следствием которой стали постоянный рост численности вооруженных сил и появление на театрах войны массовых армий, насчитывающих сотни тысяч людей.
На основе бурного развития промышленности совершенствовалось производство оружия, создавались образцы новой военной техники, для применения которых требовался довольно высокий культурный уровень солдата и матроса. Нужны были образованные офицеры и генералы, способные умело, по правилам военного искусства использовать силы и средства массовых армий.
В этих условиях патриотизм личного состава национальной армии и военно-морского флота являлся важной движущей силой, определяющей особенности воспитания и обучения войск, их моральные качества и боеспособность.
При Наполеоне I, когда Франция вела войны и необходимо было пополнять армию воинами, главной задачей школы официально считалась подготовка солдат и служащих, преданных императору. С 1802 года создавались 6 - летние лицеи - государственные, мужские средние учебные заведения, предназначенные для обучения и воспитания будущих офицеров и чиновников. В эпоху Нового времени, времени бес конечных войн за передел мира, ученые призывали к военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. К. А. Гельвеций говорил о всемогуществе военно-патриотического воспитания и его идеалом считал человека, преисполненного гражданских добродетелей, патриота, готового на жертвы ради общего дела.
Военная подготовка юношества в Англии, имеет длинную историю. Еще Генрих VIII (1507 - 1547) издал повеление, чтобы каждый отец семейства обучал своих детей, начиная с 7 - летнего возраста, стрельбе из лука и метанию дротика, так как он, король, усмотрел, что этого рода искусство стоит в английском войске не па должной высоте.
Однако во всей широте вопрос о военизации юношества встал лишь во второй половине XIX в. и особенно в начале XX в. Известно, что Англия, имея 15 виду интересы своей обширной торговли и сохранение владычества над заморскими колониями, гораздо больше заботилась о развитии флота, чем сухопутных сил. Однако исторический ход развития европейских и мировых экономических взаимоотношений все глубже втягивал Англию в самую гущу «вооруженной политики», которую, очевидно, нельзя вести при помощи одного только наемного войска. Впрочем, и для наемной армии при коротком сроке службы нужен был соответственно подготовленный человеческий материал.
Все эти соображения и привели к мысли о широкой военизации молодежи вневойсковым путем, т. е. к тому средству, которое было уже испытано в средневековой Англии, а в повое время дало такие показательные результаты г, Германии накануне Мировой войны (в действующую армию вступило около 1 млн. молодежи, получившей предварительную военную подготовку в бойскаутских организациях).
Уже к концу Крымской кампании (1853 – 1856 гг.) молодые люди «хороших фамилий», воспитанники средних и высших школ, проходили военное обучение иод названием «кадет». С каждой повой войной движение в пользу милитаризации молодежи усиливалась. Поеме оккупации Египта (1882 г.) возникли «юношеские бригады» (The Boys Brigades) и другие аналогичные формирования, после Суданской экспедиции — городские и сельские батальоны (The Lads Drill Association, The Church Lads Brigades) позднее детские стрелковые кружки (Miniature Rifle Clubs), а после англо-бурской войны (1889 – 1902 гг.) - бойскауты и др.
В предвидении вооруженного столкновения с Германией английские политические деятели постарались обеспечить за государством влияние на все эти организации. Они официально признали наиболее значительные из объединений милитаризованной молодежи, начали оказывать им моральную и материальную поддержку, сохранив за собой право наблюдения и вмешательства в дела этих объединений, главным образом, «Корпуса подготовки офицеров» (Offiсегs Тгаining Согрs) и «Корпуса кадет» (Саdets Согрs).
Общее руководство движением взяли на себя такие люди, как лорд Розберри, лорд Робертес, генерал Китченер и др.
Первые организации бойскаутов («юных разведчиков») возникли в английских колониях. Во время англо-бурской войны коменданту крепости Мэфкинг Баден-Пауэлю пришла мысль использовать детей для вспомогательной службы по обороне осажденной крепости, в которой не хватало взрослых защитников. Эксперимент удался. Дети, в силу врожденной любви к приключениям, необыкновенным происшествиям и подражанию старшим, с большой охотой и усердием выполняли обязанности вестовых, посыльных, часовых, разведчиков, подносчиков патронов и пр.
Баден - Пауэль, вернувшись в Англию, решил расширить свой опыт, и вскоре вся страна покрылась сетью бойскаутских кружков. По выражению одного журналиста, «английская молодежь бросилась навстречу этому движению, как утята в воду». Аналогичные организации возникли почти одновременно во Франции, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Швеции, США, Австралии, даже у нас, в России — отчасти в форме прямых бойскаутских отрядов, отчасти в виде так называемых «потешных» (своеобразное использование идей Баден - Пауэля).
Бойскаутизм, по словам его основателя, имеет в виду главным образом защиту отечества. «Мир не будет обеспечен, пока мы не докажем, что всегда вполне готовы к защите отечества и что в случае войны, если неприятель попытается вторгнуться в нашу страну, он наткнется на сильный отпор и будет встречен нашими штыками и меткими пулями» .
В бойскауте стремятся развить как полезные в военном деле навыки, так и специфические качества характера. Средства на содержание организации бойскаутов составляются из членских взносов и, главным образом, пожертвований.
Собственно военная подготовка скаутов состоит в совершении походных маршей, упражнениях в ориентировании по карте и на местности, черчении кроки, сооружении бивачных и других простейших построек из подручного материала и пр. Большое значение придается «военным играм», которые ведутся на манер «индейских».
Важнейшую роль отводили военно-патриотическому воспитанию в эпоху Нового времени и на Востоке.
Большое внимание военному обучению населения уделяли монголы-завоеватели, покорившие в XII - XIV вв. народы Китая, Средней Азии, Индии, Кавказа, Восточной и Центральной Европы. Обучение стрельбе из лука у монголов начиналось с трехлетнего возраста. Ребенок получал маленький лук, размеры которого увеличивались по мере его роста. Каждый монгол с младенчества учился управлять лошадью. Охота у них считалась школой войны и в ней принимала участие значительная часть населения, в том числе дети и женщины.
В эпоху средневековья совершенствование военного опыта и дальнейшее развитие теоретических основ воинского воспитания и обучения подтвердили значимость социальных аспектов, форм и методов подготовки подрастающего поколения, ставших, по сути, закономерным итогом общественного развития раннего средневековья. В этот период появилось и расширилось влияние религиозного воспитания на процесс формирования подрастающего поколения, возникли научные основы военно-патриотического воспитания.
В арабских племенах большое значение в военно-патриотическом воспитании имел ислам. Ислам обещал за храбрую смерть в бою все блага в потустороннем мире, а здесь, на земле, требовал полного повиновения калифам (калиф, т. е. заместитель пророка, являлся духовным владыкой и светским повелителем, глашатаем божественной воли и военным вождем). «Ислам, - по утверждению Дельбрюка, - не религия, подобно христианству, а военно-политическая организация народа».
Высокой эффективностью отличалось военно-патриотическое воспитание Японии, специфика которого в полной мере отражала менталитет и своеобразные традиции многих поколений. Так, по свидетельству русского военного историка А. А. Строкова «... японцу с детских лет внушали, что он ради государственных идеалов должен в любое время жертвовать собой, своим личным «Я». Сильно было влияние конфуцианства — культа предков. Выступая в военный поход, офицеры и солдаты совершали обряд погребения. Считалось священным имя героя, записанное в храме «шохонша». Призыв молодого японца в армию считался почетным для семьи. При следовании войск население деревни выходило им навстречу и провожало их до следующей деревни. Семьям убитых на войне оказывались почести» .
По свидетельству другого русскою историка А. А. Керсновского «... традиция, воспитание, весь уклад жизни их народа были направлены к развитию пламенной любви к родине, готовности, не задумываясь, отдать свою жизнь для ее величия. Высокий уровень народного образования делал патриотизм осмысленным, а военное обучение — легким. Система воинского воспитания была направлена на закаливание воли, развитие энергии, культивирование широкой инициативы» .
В Китае, набирающем силу, в том числе в сфере военного строительства, особенно в течение двух последних десятилетий, военно-патриотическое воспитание возведено в ранг государственной идеологии. Создана мощная и эффективно функционирующая система военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе, вобравшая в себя передовой опыт советского периода, а также лучшие достижения других государств. Как следствие — значительное улучшение морально-психологического состояния призывного контингента, возрастание уровня его готовности к выполнению воинского долга в рядах вооруженных сил.
В целом, анализ богатого исторического опыта военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе в зарубежных странах свидетельствует о большом внимании, со стороны руководства этих государств к решению данного вопроса. Исторически воспитание подрастающего поколения в духе защитника своего Отечества постоянно развивалось, совершенствовалось, отражая важнейшие процессы и события, особенно военного характера в жизни народов и государств. Главным мотивом этой деятельности являлось обеспечение их национальной и военной безопасности, без которой невозможно успешное развитие в нашем сложном, противоречивом и неспокойном мире, который, к сожалению, до сих пор не избавлен от военного насилия.
Мы, как наследники исторических подвигов наших отцов и дедов должна ориентироваться на все лучшее, что накоплено в военно-патриотическом воспитании и подготовке к военной службе у нас в России с учетом ее новых возможностей, особенностей, интересов, а также конкретных задач, связанных с обеспечением национальной и военной безопасности Российской Федерации в XXI веке. Но вместе с тем необходимо учитывать и помнить существующие принципы и методы воспитания молодежи в зарубежных странах. Только благодаря знаниям внутренней идеологии других государств можно рассчитывать на взаимопонимание и перспективу совместного развития.