Этой осенью исполнилось 85 лет со дня основания компании, подарившей миру одну из самых породистых марок автомобилей - «Ягуар».
Несмотря на почтенный возраст, дикий зверь находится в прекрасной форме. Именно одна из новых моделей «Ягуара» станет штатным автомобилем в очередном фильме о похождениях Джеймса Бонда, который мы увидим в следующем году.
ЛАСТОЧКА НАД КОЛЯСКОЙ
Рождение «Ягуара» связано со встречей двух молодых англичан Уильяма Уолмсли и Уильяма Лайонса. Уолмсли занимался тем, что ремонтировал допотопные мотоциклы «Триумф» и устанавливал на них коляски собственной конструкции. Одно из подобных произведений приобрел молодой Лайонс, увлекавшийся мотоциклами. Мотоколяска ему так понравилась, что он предложил тезке создать совместное предприятие. После того как Уильям Лайонс отпраздновал свое совершеннолетие, партнеры осенью 1922 года зарегистрировали фирму «Swallow Sidecar Company» (Компания «Мотоколяски Ласточка»). Деньгами помог отец Лайонса, владевший фортепьянным бизнесом.
Первые «Ласточки» быстро завоевали некоторую популярность, поскольку отличались смелым дизайном и производились из алюминия, что по тем временам было делом невиданным. Однако Лайонсу не терпелось проявить свой талант в производстве настоящих автомобилей, и он не упустил своего шанса.
В 1927 году Герберт Остин представил знаменитый автомобиль «Austin Seven», рассчитанный на широкую публику: легкий в управлении, маневренный и дешевый. Надо отметить, что в те времена многие производители не утруждали себя созданием кузовов и нередко поставляли на рынок шасси с двигателями, которые облачали в металлические одежды рабочие многочисленных мастерских.
Именно для шасси «Austin Seven» в «Ласточкином гнезде» Лайонс и Уолмсли создали первый автомобильный кузов. Новинка так понравилась, что за несколько месяцев компания получила заказов на производство 500 кузовов. Вслед за «Остином» последовали кузова к автомобилям других марок: «Фиат», «Моррис», «Свифт», «Стандарт».
КОШКА, ПРЫГАЮЩАЯ ЧЕРЕЗ ЗАБОР
Успех принес и деньги, и признание. Развитие бизнеса сдерживало отсутствие собственного шасси.
И тогда Лайонс организовал специализированную компанию. В 1931 году купе SS I и SS II на собственном шасси, но пока еще с чужими двигателями, произвели настоящую сенсацию. Низкий кузов, чрезвычайно длинный капот и при этом скромная цена. Так, британские журналисты отмечали, что автомобиль выглядел на 1000 фунтов, хотя его реальная цена составляла всего 310!
Уильям Уолмсли не разделял увлечений, оптимизма и амбиций тезки и в первой половине 1934 года разорвал отношения с партнером. Лайонс, став полновластным хозяином компании, с еще большей энергией взялся за дело и создал новую серию седанов и спортивных машин с новыми шасси и усовершенствованными двигателями.
Название «ласточка» уже никак не подходило низким мощным машинам, и Лайонс обратился за помощью к рекламщикам. После долгих сомнений хозяин фирмы согласился на «Ягуара», хотя и обозвал надкапотную фигурку «кошкой, прыгающей через забор». Первым «Ягуаром» стал SS100, оснащенный 2,5-литровым двигателем. Работу над созданием новых моделей «ласточко-ягуаров» прервала Вторая мировая война.
ЛЮБИМЫЙ ЗВЕРЬ АМЕРИКИ
Во время войны компания Лайонса вернулась к производству мотоколясок для нужд министерства обороны. Одновременно осваивались технологии производства и проектирования самолетов. Интересно, что Лайонс наравне с рядовыми англичанами дежурил на вышке на случай возникновения пожара, которые часто происходили из-за постоянных бомбардировок гитлеровской авиации. Именно во время подобных дежурств и была выработана послевоенная стратегия развития компании, в том числе отказ от аббревиатуры SS. Компанию решили назвать просто «Jaguar Cars».
Первым послевоенным «Ягуаром» стала временная модель «Mark V». Зато ее преемник с великолепным двигателем в 160 л.с., известный как XK120, стал одним из величайших спортивных автомобилей всех времен. Стандартный XK120 поставил рекорд 126 миль в час. Дальше последовал седан Mark VII, который восторженно приняли за океаном. Американские заказы на сумму более 30 миллионов долларов даже вынудили «Ягуар» построить новое производство. Компания на долгие годы превратилась в главный источник долларов для британской короны, которая после войны испытывала нехватку в иностранной валюте и сырье. А для многих янки британский «Ягуар» стал символом американской мечты.
Третья версия XK120 увидела свет в апреле 1953 года и надолго затмила многих конкурентов, благодаря большому числу технических новинок, самой известной из которых явился дисковый тормоз, применявшийся до этого только в авиации.
«Ягуары», оснащенные фирменными моторами и тормозами, сразу же стали фаворитами многочисленных автогонок. Иногда пьедестал полностью занимали пилоты «Ягуаров». Одна из моделей, D-tyre, при максимальной скорости 270 км/ч до сотни разгонялась всего за 4,8 секунды!
В 1960-х победное шествие «Ягуара» продолжила модель «E-tyre», на которой впервые в мире было использовано транзисторное зажигание.
Воздухозаборник был накрыт решеткой, а расширяющаяся ниша колеса обеспечивала увеличенное расстояние между колесами и позволяла использовать более крупные шины. Машина выглядела более мощно и агрессивно - как настоящий «Ягуар».
Разразившийся в начале 1970-х энергетический кризис и ухудшившееся качество сборки порядком осложнили финансовое состояние компании. Новая эпоха началась в 1980-м году с назначением председателем и управляющим директором компании Джона Эгана. Он вернул доверие к марке и добился размещения акций компании на фондовой бирже.
Приток инвестиций позволил переоснастить производство и запустить новые модели. Популярность динамичных машин выросла настолько, что в 1988 году состоялось открытие подразделения, занимающегося разработкой спортивных прототипов на базе серийных автомобилей специально для армии продвинутых поклонников марки, значительная часть из которых проживает на американском континенте.
СУПЕРМАШИНА ДЛЯ СУПЕРШПИОНА
Возродившимся «Ягуаром» заинтересовались многие крупнейшие автопроизводители. Первоначально все шло к тому, что крупнейшим акционером станет «Дженерал Моторз», однако «Форд» предложил более выгодные условия, и в 1990 году «Ягуар» полностью перешел под его контроль. Американцы пошли на радикальные меры — на треть сократили численность работающих, сменили конструкторский состав, но, вопреки опасениям, сохранили неповторимую индивидуальность прославленной марки.
Фордовцы постарались сохранить и спортивные традиции. Пять сезонов команда «Ягуар», впрочем без особых успехов, принимала участие в соревнованиях «Формулы-1». Неудачи на гоночных трассах компенсировались коммерческим успехом: модели XJ8 и XK8 отлично продавались по обе стороны океана. Затем пришел триумф седанов бизнес-класса серии S-type и компактных машин класса «люкс» семейства X-type.
Сегодня дела «Ягуара» идут столь успешно, что компания на некоторых региональных рынках начинает теснить своих заклятых конкурентов: «БМВ», «Ауди» и «Мерседес». Поэтому не случайно, что 2 года подряд, в 2005-м и 2006-м, читатели авторитетного международного издания «Business Car» признавали «Jaguar XJ» лучшим автомобилем года в категории «люкс». Но то ли еще будет. В следующем году автомобильный мир сотрясется от премьеры новых «Ягуров» — серии XF, которые заменят бизнес-седаны S-type. Премьера обещает стать королевской — ведь новому «Ягуару» доверено стать штатным автомобилем в очередном фильме про Джеймса Бонда. Судя по всему, и автомобиль будет впечатляющим — ведь только за киношную промоакцию автогигант «Форд» заплатил несколько десятков миллионов долларов. В самый раз для суперавтомобиля.