На бога надейся, но сам не плошай 26.05.2007 10:10:57 Выскажу свое мнение в отношении того, что так часто приходится наблюдать в нашем обществе: повальная религиозность, основанная на безусловной вере, доходящая подчас до пассивности в организации своей судьбы. Это принимает самые разные формы, от роли рабов божьих до попытки загадать себе судьбу во исполнение желаний с помощью "трансферинга" и других "ферингов", расплодившихся в популярных изданиях, увлечения эзотерикой с серьезному следованию сказаок Р.Баха, увлечение "траснсерсональной психологией", выражающейся в приеме ЛСД, галлюциногенных грибов или практике "холотропного дыхания". Форм – бесчисленно сегодня, но все они объединяются несколькими общими чертами. Во-первых, причинами, по которым для человека это становится самым важным в жизни, во-вторых, от бессилия собственных возможностей и попытки найти возможности неисповедимого, волшебного плана. Этиологию причины такой религиозности хорошо описал Александр Марков в статье Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию. Хочу дополнить, что собственно религиозное чувство присуще любому человеку (и не только человеку) и оно развивается очень индивидуально, но, сталкиваясь в определенный период развития организма (период доверчивого обучения, когда передаются важные жизненные навыки от родителей и лидеров стаи еще неискушенным потомкам) с авторитарными представлениями, во многом подчиняется им. Получается, что общество дифференцируется на тех, кто в состоянии быть на уровне понимания его передовых достижений культуры (куда входит и наука) и тех, кто по тем или иным причинам оказывается далек от этого и способен научиться лишь внешним, наиболее актуальным в жизни навыкам (куда входит и навык работы на компьютере и другие навыки любой сложности). Существуют профессионалы, умеющие что-то делать, но не понимающие сути того, на чем основывается использование ими технических достижений. Это различие по типу реагирования "боец" и "исследователь". Первое – быстрые и точные реакции, но требующие чисто механического предварительного обучения им и второе – во многом неуверенные действия потому, что во всем такой человек видит еще множество других пока еще не вполне известных, но несомненно существующих вариантов реагирования. Первые в изменившихся условиях оказываются не в силах к ним приспособиться и преодолеть возникшие трудности потому, что не обладают нужным навыком, а находить новые не умеет (это тоже оттачиваемое жизненным опытом умение). Все то, что склоняет человека к пассивному, доверчивому обучению, все больше закрывает для него возможность быть исследователем. Период доверчивого обучения в норме постоянно чередуется игровым экспериментированием, когда часто поведение выходит за рамки предписанного, даже вопреки авторитету, приобретая бесценный опыт. религиозность напрямую препятствует этому потому, что вера – это безусловное, безраздумное принятие чего-то, в отличие от уверенности, приобретаемой заточкой личного опыта. Самая важная для человека идея (а религиозная идея – самая важная и безоговорочная для него) не позволяет ни в чем усомниться в ней, даже если возникают казалось бы очевидные противоречия. Всегда находится утешительное "объяснение", толкование, дополнительная идея, позволяющая оставаться верной самому важному. Я наблюдал множество негативных последствий слишком полного погружения в религиозную идею. Это - беззащитность перед мошенниками всех видов, от представителей организованной религии до целителей-экстрасенсов-колдунов, которые всегда пытаются воспользоваться этим. Это - поверхностный стиль мышления "боец", преобладающего даже там, где следовало бы переключиться на стиль "исследователь". Попытки творчества таких людей бывают узконаправленными на свою саму важную идею, не выходят за ее рамки, а это напрямую препятствует научному творчеству, т.е. дальнейшему обеспечению прогресса культура. В быту также любые нештатные ситуации вызывают серьезные психологические коллизии, проблемы и даже кризисы. В обществе такой человек так же во многом ограничивается рамками своей идеи, что мешает полноценной коммуникации вне ее. Природная религиозность – мотивирующая сила творчества, фантазии, но крайности в этом приводят к негативным последствиям. На мой взгляд лучший совет дает восточная мудрость: "Сделай все, что от тебя зависит, а в остальном положись на судьбу". И это так же относится к "патриотизму" и воспитанию молодых бойцов – защитников общества. Плохо если это – бездумные солдаты, подчиненные внушенной им ценной идее. >> В тему с этим сообщением |