Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Фото Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

           
        Также в номере:
 
 
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.» Сократ (470-399 г.г. до н. э.)

Причина живучести и правильности слов Сократа для всех нас может означать только одно – молодежь всегда другая, она отличается от предыдущих поколений по многим параметрам.
Однако «иная» не означает «плохая».
Рассуждать об отличиях современных молодых людей можно долго и много. Но все это будет субъективной оценкой, которая основывается на личном опыте общения с молодыми людьми, а они, как мы понимаем, очень разные. Поэтому предлагаю не рассуждать о специфике молодежи на основе того, повезло нам в общении с ними или нет, а обратиться к результатам комплексного социологического исследования современной молодежи, выполненного по заказу Сбербанка, где ее отличия и ценности показаны объективно и сконцентрированно. В рамках качественного мониторинга было проведено 18 фокус-групп с детьми и молодежью в возрасте от 5 до 25 лет, фокусгруппа с родителями, ряд глубинных интервью с экспертами. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов, форумов молодых людей из разных городов России.
Исследование проводилось в конце 2016-го и начале 2017 года совместно с агентством «Validata». Результатом стал отчет об особенностях современной молодежи. В обзоре представлены такие аспекты жизни молодых людей, как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установки и ценности, фрустрация и страхи, ожидания от будущего.
Нам особенно интересным представляется блок «Установки и ценности». На первый взгляд, среди того, что важно и ценно для молодых людей, отсутствуют всем нам знакомые и важные ценностные ориентиры, такие как патриотизм, милосердие, справедливость, свобода и др. Но мы должны помнить, что все ценности нашей жизни делятся на два вида:
материальные и духовные.
К материальным ценностям, как правило, относят квартиру, машину, гараж, драгоценности, книги, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, еду, одежду и т.д. Тогда, как духовные – это активно-деятельная жизнь, жизненная мудрость, любовь, ответственность, красота, милосердие, справедливость, самосовершенствование, свобода, здоровье, знания.
В общественном сознании укоренилось мнение, что современная молодежь отдает приоритет материальным ценностям, это показывает их практичность и утилитарность. Однако эмпирическое исследование нам продемонстрировало иные вещи. Итак, ценными для себя молодежь определяет следующие позиции:
главное – найти свой путь;
установка на гедонизм;
счастье – это успех;
саморазвитие – это модно;
жизнь хороша, когда разнообразна;
работа должна быть в радость;
установка на индивидуализм;
страстно хотят признания;
модно быть умным;
апология семейных ценностей.
Очевидно, что материальное переплетается у них с духовными составляющими. Их стремление к счастью выглядит так: наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия, ценность каждого мгновения и любовь к себе. Стать счастливым можно только, если найдешь свой путь, а трудности означают то, что путь выбран неверный. Успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствием. Соответственно, привести к успеху может только «правильно выбранный свой путь».
На первый взгляд, кажется, что не о тех ценностях думает наша молодежь и не теми установками руководствуется, ее практичность сбивает с толку, но на самом деле, они очень отзывчивы и человеколюбивы. У поколения «Z», именно к нему мы относим современную молодежь, стерт пресловутый конфликт поколений, они предприимчивы и готовы идти на конструктивное сотрудничество, для них большую ценность имеет семья, в их среде модно быть умным. Но работа с ними, взаимодействие и общение требует признания их специфики и особых подходов.
Одно поколение объединяет людей – это те, кто родились в определенный период времени и испытали на себе влияние одних и тех же особенностей воспитания и событий, они обладают похожими ценностями. Мы не замечаем все эти факторы, действующие неприметно, однако именно они определяют во многом наше поведение. А именно – как мы строим команды и разрешаем конфликты, общаемся, развиваемся, как и что покупаем, как ставим цели, что нас мотивирует на те или иные поступки.
Современное поколение Z – это люди, которые родились в начале 1990-х и в 2000-х годах. Считается, что на их социальное и философское мировоззрение повлиял мировой экономический кризис, развитие мобильных и интерактивных технологий.
Возникает вопрос: а насколько современные молодые люди патриотичны? В отношении такого важного ценностного ориентира, как патриотизм, следует заметить, что он не передается как сокровенное наследство от поколения к поколению, это не природное, а социальное качество, и потому целенаправленно формируется. Такие категории, как Родина, Отечество, Отчизна, для современной молодежи – не красивые слова, а вполне осознаваемые ценности, но для приобщения их к этому необходимо подобрать те механизмы и инструменты, которые ими принимаемы и одобряемы.
Нельзя заставить любить Родину, родной край, но можно это привить и развить.
Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов. Это и семья, микрорайон или деревня, город или район, страна или континент. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу, гражданству и государству. Квинтэссенцией патриотического воспитания принято считать осознание себя гражданином России.
Одними призывами и высокопарными слоганами здесь не обойтись.
Конечно, патриотизм не возникает на пустом месте, особенно в молодежной среде. Следует приложить немало усилий, чтобы он появился и начал побуждать молодого человека к добрым делам ради своей страны, начиная с малых лет.
По нашему мнению, начать нужно с того, чтобы определение «патриотизм» было понятным для молодёжи. Бесспорно, родителям, учителям следует с юного возраста не только рассказывать о том, что такое патриотизм и в чём он проявляется, читать литературные произведения, но и регулярно проводить патриотические уроки, вечера встреч с ветеранами в понятной и интересной форме для человека, в зависимости от возраста. Так, социологическое исследование показало, что молодежи импонирует, когда генерируют информацию не сверхавторитеты, а их сверстники, им подобные представители молодежной социальной группы. Как свидетельствует наша исследовательская практика, среди молодых людей много талантливых хорошо пишущих блогеров и журналистов, которым можно доверить модерирование патриотических форумов, где будет подаваться информация о значимости и актуальности патриотизма как необходимой составляющей для успешной личности. Надо учитывать, что молодежь сегодня не испытывает такого пиетета перед достоверной информацией, как прошлые поколения. Она прекрасно осознает, что не нужно загружать свою память лишним, любую информацию можно оперативно найти. Для патриотических мероприятий надо использовать интернет, поскольку молодежная коммуникация и информирование полностью переместились в его пространство. Делать это следует в формате открытых и неформализованных форумов, поскольку молодые люди не терпят «обязаловки» и более расположены к формату постижения знания по принципу «Создадим информацию вместе!», а не «Читай и запоминай!». Как правило, чем выше формализация мероприятия, тем ниже к нему интерес молодежи.
Властям активнее следует привлекать к этой деятельности общественные организации, которые уже вносят огромный вклад в воспитание молодёжи, но потенциально обладают гораздо большими возможностями, если им немного помочь, направить. Опыт знающих людей играет большую роль в становлении молодого поколения. Опять же, опираясь на результаты социологического исследования, стоит отметить, что единственный способ взаимодействовать с молодежью – это убеждать, объяснять, обсуждать и приводить аргументы, а это способны делать люди, имеющие соответствующую практику и навыки. Именно поэтому следует особое внимание уделять грантам для организаций, занимающихся проектами в сфере нравственного, патриотического и военно-патриотического воспитания молодёжи.
Надо проводить военно-спортивные игры и другие мероприятия с патриотической тематикой, вовлекать молодёжь в поисковые экспедиции, спортивные лагеря. У этих форм организации взаимодействия с молодежью очень большие перспективы. Современным молодым людям лучше показывать, а не рассказывать, чтобы удерживать их внимание, не перегружать их большими объемами информации – должно быть сразу понятно и должно цеплять. Предпочтительно подавать информацию в наглядном виде, использовать простой, неформальный язык, но не пытаться «подделываться» под сленг.
Они, действительно, другие, и нам следует это признать! У нашей молодежи нет проблем с патриотическими чувствами и ценностями, есть наши общие сложности, связанные с правильным воспитанием у них этих установок. Соответственно, решить эту задачу мы сможем только сообща.

 

АВТОР: Инна ВЕТРЕНКО



Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 68, cмотревших: 45 Список посетителей
 
Поиск
Карта сайта
Написать админу