Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 
КАЗАНЬ – МОРСКАЯ И ПОДВОДНАЯ
Во время проведения весной 2017 года Всероссийского молодежного образовательного сбора военно-спортивных организаций и кадетских корпусов «СОЮЗ-2017 –Наследники...

         
        Также в номере:
 
 

Стало довольно расхожим выражение о том, что молодежь – «зеркало» изменений в обществе. Действительно, именно молодые люди быстрее и эмоциональнее воспринимают различные перемены в мире, более восприимчивы к радикальным идеям. Причем довольно часто эта восприимчивость выражается крайним образом – и взглядами, и действиями, нередко принимающими экстремистский характер.
Рассказ не случайно начался о Герое Советского Союза, уроженце Татарстана, Измаиле Матигуловиче Зайдулине. В августе-октябре 1940 года «Щ-423» под командованием капитана 3-го ранга Измаила Матигулловича Зайдулина впервые в истории совершил плавание за одну навигацию по Северному морскому пути с запада на восток.
В 1930-е годы СССР начинал осваивать Арктику. Вслед за надводными кораблями впервые Советское правительство запланировало перевод Северным морским путем подводной лодки. Выбор пал на подводную лодку «Щ-423». Командиром «Щ-423» назначается капитан 3-го ранга Измаил Матигуллович Зайдулин. Это был опытный подводник. Во второй половине 1920-х годов, после окончания военно-морского училища, он служил на Черноморском флоте штурманом подводной лодки, в 1930-е годы – командиром подводной лодки типа «М», затем подлодки «Щ-123» на Тихоокеанском флоте.
22 июля 1940 года И.Зайдулин вывел «Щ-423» на ходовые испытания после подготовки корпуса и установки специальных «ледовых» кормовых горизонтальных рулей. Подводная лодка погружалась на глубину 45 метров. К 25 июля подлодка была готова к переходу. Причем результаты испытаний подтвердили ее готовность к ведению, в случае необходимости, боевых действий. И вот 5 августа 1940 года «Щ-423» отошла от пирса г. Полярного. Так начался ледовый поход.
17 октября 1940 г. «Щ-423» подошла к пирсу подводных лодок Тихоокеанского флота во Владивостоке. Задание Родины было выполнено с честью. За кормой «Щ-423», ведомой И.Зайдулиным, остались восемь морей и два океана, 7227 миль.
Минули годы. По пути, проложенному «Щ-423», прошли целые караваны подводных лодок послевоенной постройки. В 1956 году, в прямом смысле повторив путь отца, Северным морским путем на одной из подводных лодок прошел курсант выпускного курса Высшего военно-морского училища подводного плавания Джемал Измаилович Зайдулин. С появлением атомных подводных лодок в 1960-е годы советские подводники покорили Северный полюс и стали осуществлять трансарктические переходы в подводном положении. Их подвиги стали возможны благодаря мужеству и героизму тех, кто были первыми. К числу таких первопроходцев по праву можно отнести и экипаж подводной лодки «Щ-423» с командиром И.Зайдулиным, первым из подводников покорившим Арктику и открывшим Северный морской путь для подводного флота России.
Гости рассказали об истории шефства республики над кораблями Северного флота, а также о судьбе и героической истории славной атомной подводной лодки «Казань».
Атомная подводная лодка «К-403» с 1971 по 2005 год достойно служила Отечеству. Эта лодка в трех проектах: 667А, 667АК и 09780 прошла путь от ракетного крейсера стратегического назначения до подводной лодки-лаборатории по отработке и испытанию гидроакустических комплексов для АПЛ 3-го и 4-го поколений. Стала именной, получив имя «Казань».
А в 2009 году была утилизирована на северодвинском ФГУП «МП «Звездочка». Боевая рубка корабля установлена в парке Победы города Казани в качестве мемориала.
В 2013 году капитан 1 ранга запаса Игорь Кравцов (последний командир «КС-403» «Казань», яхтенный капитан, мастер спорта, художник-маринист) написал документальную повесть «Три жизни корабля», в которой рассказывает: «Этот корабль С 1971 года прожил три яркие и интересные, совершенно разные и непохожие друг на друга жизни. Да, именно жизни, ведь корабли живут так же, как и те люди, которые составляют их экипажи, одухотворяя металл своими душами.
Так уж получилось, что этот мощный подводный атомоход, построенный в 1971 году на «Севмашпредприятии» в Северодвинске в качестве подводного крейсера стратегического назначения проекта 667Ф с тактическим номером «К-403», впоследствии на ФГУП МП «Звездочка» дважды был перестроен в совершенно другие корабли других проектов, с иным назначением и задачами и тактическими характеристиками, превратившись в итоге в «КС-403» проекта 09780. Замечательные корабелы-специалисты в сложнейших для страны экономических условиях 90-х годов своими золотыми руками произвели самые настоящие сложнейшие хирургические, пластические операции с металлом и резиной. Они каждый раз до неузнаваемости и без швов меняли обводы и размеры корпуса, внутреннюю часть аппаратуры и механизмов, технические характеристики корабля. Но новом предназначении подлодки тогда не принято было что-либо говорить, а тем более писать.
На этом корабле довелось служить многим великолепным специалистам подводного плаванья, более 30 лет наша лодка успешно выполняла поставленные перед ней задачи.
К сожалению, иногда происходили не очень приятные случаи в базе и в море, ведь человеку свойственно ошибаться, а технике ломаться. Например, благодаря действиям отдельных флотоводцев, но, не попав в книгу рекордов Гиннеса, «КС-403» побила мировой рекорд по времени нахождения атомной подводной лодки на мели. Но как я думаю, ни один корабль не прошел мимо каких-нибудь неприятных ситуаций с людьми или техникой. Такова наша сложная морская жизнь.
В различных открытых печатных изданиях и интернете на фоне многочисленных неточностей можно встретить немного информации о нашей подводной лодке. Режим секретности и особый режим использования подлодки после ее двукратного перепроектирования наложили на нее свой логический отпечаток. Но люди умеют хранить «закрытые» страницы своей службы, которые по прошествии времени можно и даже необходимо показать историкам, подрастающей смене подводников и гражданскому люду, ибо история тоже имеет право на свою жизнь, особенно для военно-патриотического воспитания нашей молодежи».

 

АВТОР:

Анатолий МАТВИЙЧУК



Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 486, cмотревших: 264 Список посетителей
 
Поиск
Карта сайта
Написать админу