Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 
ПРАВНУКИ ПОБЕДЫ ИЛИ МОЛОДЫЕ ХОЗЯЕВА СТРАНЫ

       
        Также в номере:
 
 
Состояние умов молодого поколения россиян, их настроения, интересы и образ жизни вызывают волнение и обеспокоенность в обществе и государстве… И, в общем-то, напрасно: у нас в стране – замечательная молодёжь!

На самом деле, оценивать качество молодёжи – дело неблагодарное: просто отходящее в историю поколение ревниво ищет себя в поколении грядущем. И не находит, точнее сказать: не может найти, да и – не должно, потому что молодёжь не бывает плохой или хорошей, она всегда другая. Ну а поскольку она приходит, «чтобы жить вместо нас», – она всегда права. Брюзжать и надувать губы по поводу социокультурных параметров юношества бессмысленно, во-первых, потому что в молодёжной среде нет ничего, что – в той или иной форме – не было бы ответом на месседжи старших поколений, а во-вторых, радикально изменить психоэмоциональный контент, составляющий так называемый «портрет поколения», нереально, если только не выпадет в тех же временных рамках мировая война или, скажем, революция.
Портрет этот в такой стране, как Россия, по необходимости получается групповым, и в этой статье речь пойдет о некоторых чертах современной молодёжи Республики Татарстан – региона, который, завершая запоздавший на годы советской власти этап этносоциальной идентификации, уверенно обретает своё место в структуре современной российской государственности, оказывая в свой черёд заметное влияние на её архитектуру.
Сегодня в Татарстане проживают около четырёх миллионов представителей 115 этнических групп, большинство среди которых составляют татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, башкиры, почти каждый десятый – азербайджанец. 44-е место по площади и 8-е по численности населения характеризуют Республику Татарстан как развитый и достаточно густо населённый субъект Российской Федерации, занимающий передовые позиции в индустрии и аграрном производстве.
Важной особенностью региона является наличие здесь нескольких крупных вузов, что превращает его в национальный научно-образовательный центр, весомо представленный в международных университетских рейтингах. Присутствие одного из самых крупных и старейшего в России, после МГУ, Казанского федерального университета (с его полусотней тысяч российских и зарубежных студентов, аспирантов и тысячами преподавателей) формирует особую культурную среду, ключевым элементом которой выступает академическая традиция. Поэтому отношение к молодёжи здесь особое, как и роль юношества в жизни общества. То обстоятельство, что более 40% живущих в Республике не достигли 30 лет, – а каждый пятый в возрасте от 17 до 29 лет, – чувствительно отражается на образе жизни и социальной философии татарстанцев.
Поэтому вопрос, какая она, молодёжь «третьей столицы России» и республики, на гостеприимной земле которой вот уже несколько лет проходят сборы «СОЮЗ – Наследники Победы», – праздным не назовёшь. Так уж сошлось пару лет назад, накануне 70-летия Великой Победы, что реконструкция живущего в сознании граждан нашей страны образа Победы, предпринятая Ассоциацией исследователей российского общества (АИРО-XXI), совпала и с выходом в свет программной работы известной американской исследовательницы Элен Мицкевич, в которой она констатирует небывалую популярность В.В.Путина среди российской молодёжи.
Источник любопытства «наших партнёров», в общем-то, очевиден и, прямо скажем, не кристально чист: утомившись напористостью нынешних российских элит, они – на будущее – решили сделать ставку на новое поколение, по привычке ожидая встретить в университетских аудиториях бунтарей, а на конспиративных квартирах – негодующих интеллектуалов, жаждущих вернуться к «котлам египетским» с CNN и грантами от Сороса.
Обескураживающие резюме этих исследований: в России нет бунтарей, а молодое поколение не интересуется такими абстракциями, как свобода или равноправие, выбирая более осязаемые маркеры жизненного успеха: карьера, статус и т.п. При этом с каждым годом становится всё больше молодых людей, которые не верят в холодную войну, мало подвержены пропаганде и выбирают открытость, а не изоляцию. Толерантность и политическую апатию молодого поколения объясняют успехами антиамериканской пропаганды, доступом к материальным благам и надеждой на то, что «Путин оставит страну именно им» , – это понятно. Но вот то, что декламации западных спецов совпадают с методично прокламируемым отечественной бюрократией взрывным ростом патриотических настроений в молодёжной среде, – разве что тональность отличается в духе: «что русскому здорово, то американцу – смерть», – казалось тогда достойным удивления.
Озадаченные казанские друзья АИРО провели социологическое исследование, намереваясь прямо у самих, даже не внуков, а правнуков победителей выяснить их отношение к юбилею, а заодно, используя (редко применяемые из-за их сложности, но позволяющие вскрыть подсознательные мотивации и стереотипы) проективные техники и полузакрытые вопросы, уточнить градус патриотизма и степень лояльности вступающего во взрослую жизнь поколения. Помимо почти полутысячи студентов были опрошены 50 школьников и экспертная группы преподавателей казанских вузов, что позволяет говорить о репрезентативности результатов.
Опрос проводился весной 2015 года, когда средства массовой информации взахлёб рассказывали о подвигах, о доблести и славе.
Поэтому то, что молодые респонденты уверенно владели основным набором сведений о Великой Отечественной, не стало сюрпризом, а вот гипотеза о поколении, «потерявшемся во времени», не подтвердилась. Практически все респонденты точно указали, что 9 мая отмечается «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», верно определили хронологические рамки Великой Отечественной войны, отделив её от Второй мировой; уверенно назвали победителем Советский Союз и указали главного противника – гитлеровскую Германию, большинство даже вспомнили Верховного главнокомандующего И.В.Сталина, имена полководцев Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, А.М.Василевского, И.С.Конева и героев войны. Набор основных сражений включал Сталинградскую и Курскую битвы, сражение за Москву, блокаду Ленинграда и Берлинскую операцию.
Но не только это: почти все они считают, что 9 Мая – это народный праздник, и подчеркнули, что будут продолжать семейную традицию отмечать его. Явно больше половины опрошенных выразили готовность открыто протестовать на улицах, если День Победы отменят. Похоже, что пока элиты размышляли над параметрами новой национальной идеологии, интегральный общественный тренд уже интенсивно формируется, и его носителем выступает молодёжь, прежде всего вузовская, создавшая собственную легенду Победы (или, если угодно, – новый формат исторической памяти), в рамках которой Победа – это, прежде всего праздник. Для большинства студентов 9 Мая – символ торжества национального духа, день памяти и уважения. Определяя цели войны, порядка 70% респондентов формулируют её как борьбу «за свободу» и «за Родину».
Впрочем, как все молодёжные «волны», без оргструктуры и поддержки эта идентичность победителей со временем сойдёт на нет. Её поддержание и включение в позитивный тренд новой идеологии напрямую зависит от способности политических элит поймать эту волну и понять, что – так уж вышло – наследникам Победы в современном российском обществе от 20 до 30 лет.
Но это же парадокс: как потомки полудиссидентствующей фарцы, испытывавшей едва ли не физиологическое отвращение к «совку», выросшие на фоне вопиющих социальных контрастов, социализировавшиеся не только за пределами пропагандистских структур, но и вообще вне идеологического поля (разрушенного реформами 90-х годов), умудрились полюбить Родину, которая их, в общем-то, совсем не балует. Однако парадокс этот кажущийся: проводимые в Казани и Татарстане блиц-опросы, включавшие использование проективной техники Г.М.Мансуровой, уже с конца 1990-х годов показывали стабильную позитивную динамику в восприятии молодыми людьми окружающей социальной среды. Это позволило уже несколько лет назад сформулировать гипотезу о появлении системно ориентированного поколения, генерирующего здоровые социальные ценности. Хотя не было причин говорить о патриотизме, но поколение «дорогих россиян», проходившее тогда социализацию, откровенно не испытывало неприязни по отношению к стране, в которой выпало жить. Более того, они искренне считали её своей, что позволяет уже сейчас говорить о молодых хозяевах страны, которые идут не требовать ответа, а жить.
«Молодёжь – это самый, безусловно, творческий класс в нашей стране» (Д.А.Медведев), и это позволяет предположить, что просистемный выбор постсоветского поколения россиян продиктован их лояльностью и патриотизмом. Действительно, с момента августовского путча 1991 года прошло четверть века. За это время в стране родилось без малого 40 миллионов человек – треть населения современной России. Поэтому образ Новой России перестаёт быть метафорой, обретает, что называется, плоть и кровь.
Однако очертания эти пока что довольно расплывчаты. Социологи и политологи, осмысливающие феномен современной молодежи, навесили на нее много ярлыков: «потерянное поколение», «поколение П», «клиповое поколение» и т.п., явно просмотрев мощную волну любви к Родине, буквально на глазах захлестнувшую юных россиян. В 90-е годы, в период становления новой российской государственности, политической элите было не до молодежных проблем, юное поколение выживало, как могло. Несмотря на все попытки, до сих пор не принят «Закон о молодежи».
Нынешняя политическая элита начинает предпринимать отчаянные усилия по изменению отношения к молодежи со стороны государства, Президент России в своем традиционном послании к Федеральному собранию в 2016 году акцентировал значение молодёжной тематики.
Но вот ведь какая штука получается: не надо бояться молодёжи – новые хозяева страны, они из поколения Победителей, а опасность здесь иного рода: она в ретивых администраторах, в очередной раз пытающихся оседлать благоприятную социальную конъюнктуру, хотя и рецепт панацеи, в общем-то, известен: «Не сметь командовать!», а ещё лучше не пытаться вытянуть в высоту едва взошедшую поросль.
Итак, здравствуй, племя, молодое, и почти уже знакомое!

 

АВТОР: Дмитрий ЛЮКШИН

кандидат исторических наук,

доцент Казанского федерального

университета, лауреат

премии Союза журналистов

России за 2015 год



Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 518, cмотревших: 318 Список посетителей
 
Поиск
Карта сайта
Написать админу