Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Фото Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 

О ТАТАРСКОЙ ДЕРЕВНЕ И ТАТАРАХ


                 
        Также в номере:
 
 

Предлагаем отправиться вместе с нашим корреспондентом в интересное путешествие в поволжскую глубинку, чтобы почувствовать мир татарской культуры и традиций, а заодно, заглянув в татарскую душу, попытаться, может быть, лучше понять особенности страны, в которой мы живем.

Гордо шагающий на фоне красного солнца Ак Барс (с татарского «белый барс») – известный даже за пределами России символ современного преуспевающего Татарстана. Мы уже знакомили наших читателей со столицей этой республики – тысячелетней красавицей Казанью. А как устроена жизнь в татарстанских селах и деревнях? Вообще, жива ли деревня? Каков портрет современных татар – второго по численности народа в России после русских? В чем эти народы схожи друг с другом?
Иногда чтобы лучше понять, как живет тот или иной народ, нужно сойти с пахнущих дорогими духами туристических маршрутов и, надев сапоги, не побояться отправиться туда, где люди стараются жить размеренно, тихо, в ладу с окружающей природой и с самими собой – в деревню, питающую корни нации; пройтись по улицам или, если случится, погостить в домах, где отмечают праздники и поют любимые песни, пекут хлеб и пироги, где играют свадьбу – и радуются, где отпевают усопших – и скорбят, и где молятся. Этот путь требует умения и готовности стать на время своим в другой, отличной от родной, среде, требует жизнелюбия, пытливости и доброжелательности. Тогда он сполна наполнит путешествие неразбавленными красками общения с носителями языка, национального характера и традиций в атмосфере естественного и непринужденного для них состояния.
Несмотря на то, что наша страна – страна городов и горожан, Россию невозможно представить без деревень и сел. Без них народ – как палитра без красок или как сад без цветов. И большая драма, происходящая с деревней в растянутую по времени эпоху урбанизации, в особенности с маленькими деревушками, состоящими из нескольких дворов, на мой взгляд, схожа с психологической трагедией человеческой жизни: нет в ней места для радости, нет детского смеха, нет любви – а есть почти неосознаваемое и поэтому не обнаруживающее себя тотчас падение каких бы то ни было духовно-нравственных основополагающих начал и, к глубочайшему сожалению, постепенное, почти необратимое движение к умиранию.
Проблема вымирания деревень касается совершенно всех регионов нашей страны, и Татарстан – не исключение.
Хотя, надо сказать, этот регион – один из лидирующих по качеству жизни в России, что, несомненно, не может не сказываться на жизни и сельского человека. Что же собою представляет современный Татарстан?
Дом для сотни народов

Татарстан – это многонациональная территория, здесь хватает жизненного пространства и для татар, и для русских, и для сотни других народов: чувашей, удмуртов, мордвы, украинцев, башкиров и других. Чуть больше половины от всего населения этой республики – казанские татары, их еще называют поволжскими, русских – около 40 процентов. Всего же население Татарстана составляет порядка четырех миллионов человек, четверть из которых – сельское население, проживающее в более чем трех тысячах сел и деревень.
Многим кажется, что все татары – мусульмане, исповедующие ислам, однако есть среди этого народа и проповедующие православие – кряшены, на татарстанской земле их всего около 30 тысяч. Кряшены – крещеные татары – стараются сохранить обычаи своих предков: печатают газеты и журналы, издают книги на крещёно-татарском языке, поддерживают вокально-инструментальные ансамбли и танцевальные коллективы. Все они – и татарский, и русский, и малочисленные в регионе народы – живут на землях Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья бок о бок, не притесняя друг друга. Например, на одном берегу реки может располагаться татарская деревня, на противоположном – русская; а в одной смешанной деревне мирно соседствуют и мусульманская мечеть, и православная церковь, также как и в Казанском Кремле подчеркнуто рядом стоят знаменитая мечеть Кул Шариф и древний Благовещенский собор.
Единение: от Пушкина к Тукаю

Русский и татарский народы в современной России глубоко симпатичны друг другу. Мы живем едиными ожиданиями и надеждами, у нас одинаковое осознание судьбы России. Говоря о личном опыте, русский по происхождению и ощущающий себя по духу русским, бывая не раз на татарстанской земле, я совершенно не чувствовал в татарах того странного и чужого, что могло бы отторгать от них. Скорее, наоборот: яркостью, веселостью и радушием они притягивают к себе.
Как и православные русские, татарский народ очень душевный, гостеприимный. Самые яркие его представители, талантливые люди с развитым внутренним миром, великолепны во всем. Девушки-татарки очень красивы, они отличные хозяйки, умеющие приятно устроить семейный быт и всегда поддерживать дом в чистоте, не растерявшие природного чувства скромности, они представляются мне хорошими женами. А добросовестный татарин, не злой на язык, вызывает глубокое душевное расположение в первые же минуты беседы. Да, мы не единоверцы, но нравственный контакт, душевная общность между нами позволяют нам жить доверительно и дружно.
Не будет преувеличением, но все же в малокультурных семьях – и среди жителей деревни, и среди горожан – и у русских, и у татар – к сожалению, распространено невежество в национальном вопросе и «кухонное» выяснение, кто «лучше», кто «хуже». Это пагубно для общего развития, и нужно работать над этим, но все же симпатия, рождающаяся на скрепляющем нас русском языке и общей российской культуре, вытесняет необразованность и эмоции, уводящие к временам, давно ушедшим в легенды.
Габдулла Тукай – его называют «татарским Пушкиным» – плоть от плоти малой родины, живописной татарской деревни Кошлауч, писал: «С русским мы в веках породнились, языком, словарем обменялись, одни песни у нас родились, и события одни воспевались». Он как писатель и публицист, пропагандируя единство исторических судеб татарского и русского народов, говорил о том, что татарская «нация нуждается в Пушкиных, Толстых, Лермонтовых, нация нуждается в настоящих писателях, художниках…». Кто знает, может быть, именно благодаря этим идеям совсем молодого Тукая татарский народ сумел сберечь все лучшее и достойное азиатское, что оставила после себя Волжская Булгария – первое государство на территории Поволжья, откуда родом предки татар, и, породнившись с богатым духовным и культурным достоянием славяно-русского мира, создать на стыке Востока и Запада тот современный Татарстан, к которому самые разнообразные народы питают нежные чувства, а различные религии не противостоят друг другу.
В татарских школах уже с первого класса дети знают, кто такой Пушкин и кто такой Тукай. Знаменитое стихотворение «Туган авыл» («Родная деревня») татарские дети начинают учить, еще толькотолько сев за парты, примерно в то же время, когда и русские дети, в других регионах, начинают учить, скажем, пушкинское «Мороз и солнце; день чудесный…».
В смешанных классах встретить сегодня русского мальчика с именем Саша и татарского мальчика Абдуллу, сидящих за одной партой, – не редкое явление, и доверительные и дружеские контакты между ними лично и в широком смысле между культурами образуются и укрепляются уже со школьной скамьи. На первой в своей жизни школьной линейке они могут слышать и даже пытаться исполнить очень красивую татарскую песню «Туган тел» («Родная речь»), тоже на стихи Габдуллы Тукая.
Песня как ключ к татарской душе

Музыка способна очень точно отразить не только внутренний мир конкретного человека, но и то, как живет целый народ, ту окружающую его действительность, в которой он выстраивает свое отношение к Богу, к женщине и детям, к природе и труду. Через песню – от колыбельной до застольной – воспитывается нация. И часто именно народная песня может послужить правдивым зеркалом национальных чувств.
Без упоминания о татарской протяжной песне рассказ о татарах будет совершенно неполным. Ее обязательно нужно слушать, чтобы почувствовать красоту языка и оживленность татарской души. Татарин без веселой песни – как без тюбетейки. Есть пословица «Чем в слезах жить, лучше с песней на устах умереть». Какому народу она принадлежит? Татарскому!
Народная татарская песня, наравне с близкой ей башкирской народной, очень особенная – одноголосная, с протяжной гармоничной мелодией и с неповторимой красочностью – она попадает прямо в сердце. Ни один из национальных праздников, организуемых в селе или в деревне, не обходится без нее.
Татарская песня нередко звучит и на федеральном телевидении – к примеру, в телепередаче «Голос. Дети» юная Саида Мухаметзянова, которой подвластен жанр песенной протяжной лирики узун-кюй, исполнила красивую «Су буйлап» («Вдоль реки»). Но чтобы по-настоящему почувствовать татарскую душу, нужно обратиться к творчеству уже признанных народных и заслуженных артистов, поющих на татарском, башкирском и иногда на русском языках. Многие из них, известные далеко за пределами Татарстана, увидели свет именно в тиши деревень, впитывая с рождения красоту видимой, окружающей природы, отразившейся в их творчестве.
Влюбляет в себя лирический баритон Ильхама Шакирова, родившегося в деревне Новый Буляк: послушайте в его исполнении народные «Ак калфак» («Белый калфак») или «Ай, былбылым» («Ай, мой соловей»). Вообще, кто любит музыку и кто желает открыть для себя культуру татарского мира, слушайте Альфию Авзалову (она из деревни Актаныш), Рашида Вагапова (родился в деревне Актуково), Фариду Кудашеву (из деревни Кляшево), Идриса Газиева (он из деревни Курманаево), более современных и наиболее известных исполнителей Ханию Фархи (из деревни Верхняя Салаевка), Айдара Галимова (из деревни Большие Каркалы), молодого Ришата Тухватуллина (из деревни Карамалы-Губеево) и других исполнителей.
Вы спросите, а о чем же поют татары?
О том же, о чем поют в любом обществе, думающем о будущем, и когда люди желают жить счастливыми в настоящем: о матери, о любви, о Родине, о красоте родного края…

Татарский ковчег

У татар, кажется, уже с раннего детства появляется какое-то особое отношение к дому и семье. Родительский дом – это и вторая школа, и вторая мечеть, и второй университет – в нем всегда можно получить совет от старших по возрасту. «Старший брат – второй отец» и «Человек, имеющий отца и деда, – дуб с корнями» – татарские пословицы, по которым можно судить о ментальности этого народа. По сей день в татарской семье крепки патриархальные традиции – последнее слово всегда за отцом семейства. Но женщина, хотя и стоит за мужем, не обделена уважением и почитанием.

Многие правила поведения взяты татарами из ислама, и традиции жизни по шариату – они особенно сильны в деревне – передаются из поколения в поколение.

И что, в современной жизни в татарской семье не существует никакой проблемы «отцов и детей», сам собой напрашивается вопрос. Существует, как, думаю, и в любом обществе, и во все времена.

С одной стороны, «отцы» – поколение с прочными, устоявшимися и доказавшими свою жизнеспособность советскими идеалами, и с пониманием образа жизни «без бега», а, с другой, «дети» – миллениалы, родившиеся в эпоху распада, резкого слома ценностных ориентиров и в то же время в эпоху расцвета доселе неизвестных человечеству компьютерных технологий и техники, заменяющей часть человеческих функций. Это по сути своей разные поколения, с разными взглядами на вещи, и, конечно, в семьях, в которых связи между детьми и родителями нарушаются из-за разницы ожиданий или непонимания, назревает раскол, и это проблема общероссийская.

В деревнях и селах при разрыве семейных связей единственными «воспитателями» становятся телевизор и улица.

И если телеканалы заигрывают с развлекательным контентом, порой суррогатным, а деревенские дома культуры выступают только в роли организаторов субботних дискотек, – происходит острейшая потеря моральных качеств сельской молодежи. Общественные нормы искажаются, советы старших не имеют веса, и молодые люди живут лишенными всякой возможности развиться. Если они не имеют работы – начинают пить алкоголь.

Пьянство в целом не характерно для татар, в особенности в дни общих празднеств, когда сидят за общим столом и, например, отмечают рождение малыша, но все же мне встречались пьющие татары, даже спивающиеся, тянущиеся к стакану с алкоголем, «пока никто не видит». Пьянствующему человеку, внутренне страдающему, нет времени на творческую  организацию своего быта. Дом стареет, землю, прежде готовую давать богатый урожай, забытую, необработанную, заполоняют сорняки — она становится чужой.

Такую картину можно увидеть в самых бедных деревнях и на татарстанской земле, и опять-таки на земле большинства регионов страны, в удаленных от городов и туристических центров малонаселенных пунктах.

Совсем же другая картина складывается в деревнях и селах, где есть неплохой глава, в трезвых деревнях, где нет ощущения повальной безнадеги, — таких много в Татарстане. Там все на своих местах: в пекарнях пекут хлеб, на молочных производствах доят коров, а в домах культуры воспитывают нацию.

Когда деревня жива

Поездка в татарское село или деревню, где кипит жизнь, всегда сопровождается хорошими эмоциями. Там повсюду чисто и везде царит порядок. Родники и колодцы иногда облагорожены так, будто это произведение искусства – любо-дорого посмотреть. На улицах всегда много нагуливающих мясо гусей и уток, около домов, привязанные к забору, греются на солнце молодые жеребята, на лугах пасутся частные коровы. Татарские дома аккуратные, не серые, одеты в многоцветный национальный орнамент.
В таких деревнях хорошо ощущается, что татары действительно ставят перед собой задачу улучшить жизнь сельского человека, и, кажется, им удается достигать своих целей. Там действительно чувствуют нужды человека! К деревням проложены хорошие дороги, а это то, что способно разбудить жизнь в этих маленьких населенных пунктах, ведь не будет дороги – и никто не захочет жить в селе и работать там.
Строят новые школы, новые детские сады, амбулатории, приятные на вид домики для ветеранов Великой Отечественной войны.
Дети имеют возможность бесплатно заниматься в спортивных секциях и кружках – в развитых районах для них построены новые молодежные центры с бассейнами и крытыми спортивными площадками.
В татарстанских селах многое сделано для того, чтобы молодая семья чувствовала уверенность в завтрашнем дне и смогла заниматься воспитанием своих детей. И отцу, и матери есть где работать, есть куда сходить в выходные дни. И жизнь такой семьи наполняется смыслами.
От дома, в котором живет татарская семья, пахнет эчпочмаками с рубленой бараниной, ароматной сладкой губадией и медовым чак-чаком. В этом доме вас всегда встретят с улыбкой! Хозяйка обязательно приготовит что-нибудь из теста – или сладости, или пироги, угостит казылыком – колбасой из конины, или кулламой – наваристым супом из трех сортов мяса, напоит травяным, пряным чаем. В таком доме всегда сытно!
Особенные дни в деревне наступают, когда приходит черед, пожалуй, самого красивого татарского праздника Сабантуя, символизирующего окончание весенних полевых работ. Это праздник, раскрывающий татарскую душу во всей ее красе. Деревни и села Татарстана первыми начинают отмечать этот день, затем он проходит в районных центрах и завершается главным Сабантуем в Казани. Основное торжество устраивают на специально подготовленном майдане – там организуют концертную программу с веселыми песнями и национальными танцами, там же проводятся состязания, самое зрелищное из них – национальная борьба куреш, представляющая собой борьбу на полотенцах – кушаках, закидываемых на пояс противника. Борцов в таком состязании называют батырами, и самый сильный батыр, одержавший победу, прямо на майдане получает в качестве приза живого барана. Татары умеют работать, умеют и веселиться.
…Да, бывать в живой татарской деревне, как и в русской – этих заповедниках человеческой души, всегда радостно! Кажется, здесь время замедляет бег, и человек, успокоившись, получает возможность подумать, кто он и какой жизнью он живет. Путь в деревню – самый короткий путь понять Россию: почувствовать невидимые нити, образующие единое душевное сплетение настоящей жизни человека и той земли, на которой он родился и трудится, и которая кормит его, точно кобылица только встающего на ноги молодого жеребенка, и которую он всегда готов защищать.

 

АВТОР:

Станислав ЩЕРБАКОВ



Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 936, cмотревших: 571 Список посетителей
 
Поиск
Карта сайта
Написать админу