Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 

ЧТО ПОДРЫВАЕТ ЭКСТРЕМИСТСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ?


       
        Также в номере:
 
 

Молниеносное возникновение феномена ИГИЛ как новой формы экстремистской деятельности явилось неожиданностью для политологов и политических прогнозистов. Действующим прообразом ИГИЛ как экстремистского интернационала можно с натяжкой считать афганское движение «Талибан». В чем схожесть?
Молниеносное возникновение феномена ИГИЛ как новой формы экстремистской деятельности явилось неожиданностью для политологов и политических прогнозистов. Действующим прообразом ИГИЛ как экстремистского интернационала можно с натяжкой считать афганское движение «Талибан». В чем схожесть?

Внезапность появления, успех. Почему с натяжкой? «Талибан» все-таки скорее больше национальное пуштунское объединение, нежели интернационал. Хотя на отдельных этапах к нему присоединялись различного рода «национальные» группировки из числа узбекских, уйгурских, таджикских формирований. Именно национализм в руководстве не привел «Талибан» к окончательному триумфу, сделав его банальным национальным экстремистским формированием. Та же судьба ожидает и ИГИЛ, так как его руководящий костяк – арабы-сунниты. То есть война ИГИЛ будет войной суннитов против шиитов, арабов против иранцев, русских, американцев. Много лет назад под исламскими знаменами была предпринята попытка создать государство на территории бывшей советской республики Таджикистан. В чем причина провала этой затеи?
География Центральной Азии исторически заставляла людей селиться в пустынях и степях – вдоль русел рек, вокруг колодцев, в горах – в долинах рек. Естественно, в данных условиях не прекращалась борьба за выживание. Кому повезло больше – отхватывал земли получше, кто был послабее – вынужден был искать свое счастье в других местах. Так образовывались родоплеменные отношения. Врагами семьи являлись не столько дикие животные, сколько соседние семьи. Семьи разрастались, необходимы были новые территории – начинались междоусобные войны. Потом приходили очередные монголы, турки или еще какая-нибудь публика, кто пошустрей – быстро становился в их ряды только с одной целью – побольше отхватить у соседа. Вечная война родов и племен за родники и земли не позволили сложиться сильной и сплоченной нации.
Кто жил в этих краях, тот знает, что там нет понятия добрососедства, а гостеприимство, которым так славятся эти народы, действует всего три дня. Если не уложился в три дня – знак неуважения к семье. Там дома похожи на крепости. Это не для защиты от диких животных. Это для защиты от соседей.
Разросшиеся семьи постепенно занимали долины рек, ущелья. Так возникали племена, или, по-местному, – авлоды. Естественными границами образовавшейся общности или племени становились горные хребты или непроходимые пустыни.
С развалом идеологии коммунизма сначала на советском, а затем на постсоветском пространстве стали возникать многочисленные политические, религиозные, националистические и прочие движения. Часть из них копировалась с западного образца, часть – с восточного. Внезапно ставшие бесхозными государства немедленно стали объектами желания более стабильных соседей, имевших устоявшуюся государственность, сформировавшуюся идеологию и стремившихся к укреплению своих региональных позиций за счет «приватизации» осколков империи.
Более того, новые государства с более мощным наследством также пожелали занять нишу «старшего брата». В тот момент № 2 (98) 2016-2017 47 У ГРАНИЦ РОССИИ Россия оказалась во власти «молодых реформаторов», которые щедро дарили сферы влияния и принадлежавшие когда-то могучей Российской империи земли своим наставникам. Запад к тому времени никак не мог отойти от шока внезапно свалившейся «щедрости» новой России, раздававшей суверенитет всем желающим.
Потеряв хозяина в лице СССР, новообращенные демократы со стареньким коммунистическим душком спешно принялись подбирать под себя бесхозные республики. Начались поиски близких по роду и племени союзников. Тут и подоспели «братские» Иран, Турция, Афганистан. Как саранча со всеми прелестями новой турецко-иранской жизни хлынули в страну эмиссары различных организаций. Образовавшийся вакуум идеологии стал спешно заполняться идеологией религиозных группировок и националистических движений. На полную катушку заработала мощнейшая машина идеологической работы – мечеть. Религия перестала быть недоступной. Ислам стал с бешеной скоростью поглощать миллионы голов населения горных кишлаков. Огромную помощь в этом оказали бывшие партийные боссы, пытавшиеся любой ценой сохранить обретённую власть.
Начались массовые паломничества к святым местам, при этом списки кандидатов в хадж составлялись определенным кругом лиц. Как грибы после дождя, стали расти мечети. Однако и здесь наблюдалась родоплеменная разобщенность. Каждая родовая диаспора имела свою мечеть, своего муллу. Естественно, каждый мулла пел то, что ему заказывали заинтересованные круги. Былая племенная раздробленность еще больше обострилась. Этим воспользовались давно облизывавшийся на лакомый кусочек Иран, родо-племенные банды раздираемого войной Афганистана, как грибы, зарождавшиеся различные «Харакаты» (движения), «Хизбы» (партии), «Джамоаты» (фронты).
Как и в большинстве государств-братьев по Союзу, на волне демократического бардака выползли личности, имевшие нетрадиционное мышление и в той или иной степени пострадавшие за это мышление от власти Советов. В России – Сахаровы и Ельцины, в Таджикистане – Нури и Тураджонзода. Если даже в более-менее цивилизованной России деятельность данных типов привела к кровопролитию и разгулу криминала, то что следовало ожидать от окраинного Таджикистана?
Назвать их отмороженными – это глубокое заблуждение.
Люди получили высшее религиозное образование, если следовать букве ислама, они были призваны нести «радость и свет людям».
Чем же занялись эти просветители? Они организовывали, по примеру своих российских братьев-единомышленников, расшатывание устоев государственности, развал стабильности, разжигали межнациональную рознь, ликвидировали здравомыслящих людей, способствовали массовому исходу научного потенциала за пределы государства. Исполнителями их воли стали молодые и не совсем молодые добровольные сторонники – вчерашние ученики советских школ, техникумов и университетов, в которых учителя вкладывали в их молодые головы учения о вреде религий и твердили о нерушимом братстве народов их Великой Родины – СССР. А затем отслужившие, в большинстве своём, в Советской Армии, где замполиты усердно вещали о происках мирового империализма и их наймитов в лице афганских бандитов Ахмад-Шаха Масуда, Гульбеддина Хекматияра. И вдруг, в один прекрасный день, этот «передовой отряд советской молодёжи» вышел на улицы городов и стал с беспощадностью устанавливать новый порядок, чуждый большинству их родителей, но внезапно ставший целью их жизни. В одночасье красное знамя стало символом зла, и над «передовой молодёжью» взвилось зеленое знамя. И «проклятые наймиты» вдруг стали символами новой революции. Почти в каждом доме горных таджиков появились портреты Ахмад-Шаха. Рядом появился еще один портрет – Великого устода (учителя) Саида Абдулло Нури.
В середине 90-х годов были попытки некоторых наиболее одиозных лидеров бандгруппировок, подверженных новой восточной моде, устанавливать псевдошариатскую систему законодательства, позаимствованную ими у своих арабо-афганских коллег, на подконтрольной им территории.
Однако назвать эти попытки «установлением исламского шариатского порядка» можно только с большой оговоркой. И суть этой оговорки в том, что сами по себе эти люди не особо утруждали себя глубиной изучения канонов ислама. Ибо, как правило, они являлись, по своей сути, элементами преступными, получившими «признание» народа только исключительно благодаря наличию в их подчинении более или менее многочисленной вооруженной группы сотоварищей, не особо ценивших жизнь человеческую. Надо отдать должное таджикскому народу, всенародного признания эти «слуги шариата» не получили и, не имея поддержки широких слоев населения, кончили довольно плачевно. Население поселка Тепай-Самарканди под Душанбе помнит пресловутого «борца за веру» Рахмона Сангинова по кличке «Гитлер», создавшего «шариатский» анклав, где он являлся главным правителем. Действие законов шариата распространялось исключительно на население кишлаков и ни в коей мере не касалось боевиков Гитлера, занимавшихся банальным разбоем, похищением людей, наркобизнесом. Аналогичный анклав был создан в районе Комсомолабада небезызвестным бандитом по кличке «Мулло Абдулло» (он действительно был в прошлом мулло). Удивительно схожи эти сюжеты с бывшими «шариатскими» анклавами на северном Кавказе. Цель данных потуг радетелей «шариата» одна – загнать народ в стойло, оболванить его и использовать исключительно в качестве средства для получения собственной наживы. Не особо одаренные в области высоких технологий эти, далеко не самые лучшие представители своего народа, решили использовать религию в своих преступных целях.
Ислам, в отличие от других конфессий, дает строгое разграничение того, что можно, а что нельзя, как жить правильно, а как нет, как вести себя в той или иной ситуации, как относиться к врагу, как вести войну. Изучая шариат, то есть свод положений о том, как жить, будучи мусульманином, не находишь там всего того, что вытворяют над своим народом «радетели за чистоту веры». Самое главное – им не дано право судить и карать. Ибо единственный в исламе, кто имеет право судить и карать, – это Аллах.
Однако что происходит в исламе сегодня? Неизвестно кем наделенные полномочиями людишки с темным прошлым творят беззаконие, прикрываясь религиозными канонами. Это – не порождение сегодняшнего времени. Зарождение христианской религии и ислама происходило во времена крушения великих империй. С империями рушились идеологии – цементирующая составляющая империи. Крушение коммунистической идеологии на 1/6 части планеты создало вакуум, который, подчиняясь законам физики, начал немедленно наполняться. Не утруждая себя созданием чего-либо нового, многие новоявленные лидеры взяли на вооружение исламскую идеологию.
Большинство этих лидеров, сами того не подозревая, играли и играют на руку тем, кто исторически имеет интересы в данном регионе. Так было с афганскими «моджахедами», так было с чеченскими «эмирами». Что сделала фактически созданная при помощи ЦРУ «Аль-Каида»? Она способствовала бесконтрольному доступу американцев к нефтяным залежам Ирака, к опиумным полям Афганистана. Что сделали албанские и боснийские исламские отряды? Они создали управляемый Вашингтоном очаг напряженности в Объединенной Европе. Что сделал С.Нури? Он пытался выдавить Россию из Таджикистана. Таджикистан – кладезь многих ископаемых, обладатель водных истоков практически всей Средней Азии, имеет выгодное стратегическое положение для контроля над Средней Азией и исламской частью Китая, выход на далеко не лояльный китайским властям Тибет.
Итак, таджикские «исламо-демократические революционеры» в качестве движущей силы взяли на вооружение ислам.
Но ислам особый, заточенный и опробованный в отдельно взятых горных родо-племенных образованиях. За годы идеологического вакуума на территории республики сформировалась идеология в виде родо-племенного ислама.
Мечети послужили не только идеологическими центрами, но и, в значительной мере, центрами формирования вооруженного движения. Муллы, в большинстве своём, взяли на себя функции как идеологических лидеров, так и военкомов, поставлявших бойцов в вооруженные бандформирования. В мечетях проходили совещания военных руководителей, организовывались штабы, склады вооружения, боеприпасов. Однако, создав родо-племенной ислам, таджикские «реформаторы» подорвались на своей же бомбе.
Была общая цель – Власть. Время расставило все на свои места. С обретением власти исламисты сначала утратили исламскую составляющую, фактически оставив С.Нури в трагическом одиночестве, а затем погрязли практически во всех грехах, против которых они начинали войну в 1992 году. История выживания семей взяла верх. «Вера» была побеждена Властью. Родоплеменная разобщенность не позволила создать «таджикский национальный союз». «Моджахеды» были побеждены не силой оружия, а силой искушения. Дьявол восторжествовал…

 

АВТОР: Олег ГАЛЫБИН



Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 1063, cмотревших: 550 Список посетителей
 
Поиск
Карта сайта
Написать админу