Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 

В феврале Франция отметила 130 лет со дня рождения Андре Ситроена, создавшего знаменитую мар- ку автомобилей. Именно Ситроен открыл эпоху переднеприводных автомобилей, опередив на десят- ки лет конкурентов, и украсил Эйфелеву башню тысячами огней э...

СИТРОЕН —потомок одессита и гордость Франции

Двойной шеврон — это всего лишь шестерни

Андре Ситроен родился в семье еврея-ювелира, выходца из Одессы. Лева Цитрон, родитель автопромышленника, за взятку в несколько тысяч франков сумел не только получить французское гражданство, но и сменить имя. Парижский воздух не пошел на пользу бывшему одесситу, и он в 1884 году застрелился, оставив солидное наследство вдове и пятерым детям.

После окончания Высшей Политехнической школы и службы в инженерных войсках Андре Ситроен устроился работать в мастерскую своих друзей, братьев Энстенов, производивших детали для паровозов. В одну из поездок к многочисленным родственникам на заднем дворе польской фабрики он нашел шестеренки необычной для тех времен конической формы. Вернувшись во Францию, Ситроен их доработал и запатентовал.

Конические шестерни оказались гораздо прочнее, чем использовавшиеся до того времени, и быстро завоевали популярность. Андре Ситроен настолько поверил в успех шестеренок, что все полученное наследство вложил в их производство, став полноценным компаньоном братьев Энстенов, основав в 1905 году фирму «Ситроен, Энстен и К». В качестве эмблемы новой фирмы было выбрано схематическое изображение конических шестеренок — две перевернутые буквы V, которые и по сей день украшают капот автомобилей марки «Ситроен». Французы назвали эмблему Ситроена двойным шевроном.

Менеджер-разведчик

В 1908 году Андре пригласили на должность технического директора переживавшей трудные времена автомобильной компании братьев Морс.

Ситроен быстро добился успеха и довел объем производства со 125 до 1200 автомобилей в год.

Он внимательно следил за конкурентами и, как губка, впитывал любой передовой опыт. Специально для этого в 1912 году Ситроен посетил США.

Больше всего Ситроена впечатлили достижения Генри Форда.

Вместе с идеями Андре привез из Америки и несколько экземпляров автомобилей различных марок. Машины подверглись тщательным испытаниям, неоднократной разборке и анализу на предмет возможности конвейерной сборки. Об объеме и целях проводимых работ, кроме Ситроена, не догадывался никто. Часть испытаний проходила на заводе братьев Морс, а другая — в компании «Ситроен, Энстен и К», уже прочно стоявшей на ногах. Андре действовал как настоящий разведчик. Примечательно, что до революции и в России у Ситроена были свои интересы — в Москве работало, как мы бы сейчас назвали, совместное предприятие — завод товарищества «Шестерня-Цитроен».

Автопромышленникреволюционер

Официальной датой основания компании «Акционерное общество Ситроен» стал 1919 год. В первые дни работы компании из ее ворот выходило по 30 машин в день. Это были простые и легкие в управлении автомобили модели «А», известные также под названием «10 PS 8/10». Четырехцилиндровый двигатель объемом 1327 см3 выдавал 18 лошадиных сил и позволял развивать скорость до 65 км/ч. Первый «Ситроен» фактически стал и первым серийно производимым автомобилем в Европе.

Андре Ситроен принял целый ряд революционных новшеств не только в производстве, но и в продаже, и в обслуживании автомобилей. Именно ему принадлежит идеология комплексного подхода к автолюбителю. Андре Ситроен не раз повторял: «Продавая автомобиль, мы продаем и сервис: техническую поддержку, обслуживание, ремонт, кредитование».

Свои слова Ситроен подкрепил конкретными делами, создав первым: • кредитное общество для промышленников;

• каталог продажи запасных частей;

• склад запасных частей для владельцев автомобилей;

• службу послепродажного обслуживания, предоставляющую гарантию на 1 год и бесплатный осмотр после обкатки;

• европейское общество потребительского кредита SOVAC;

• службу предупреждения несчастных случаев на дороге;

• стандартные руководства по сервису и ремонту, а также указания и списки по замене запчастей.

Образцовой была и организация производства. Ситроен первым в европейском автопроме внедрил метод Тэйлора, по которому каждый завод специализируется на определенной продукции, а сборка происходит на конвейере сборочного предприятия.

Революционная организация труда позволила Андре Ситроену к 1930 году выйти на уровень выпуска почти 100 тысяч автомобилей в год, завоевав первенство среди европейских автопроизводителей.

Создатель эпохи

Чужие разработки Ситроен использовал и при создании автомобилей, стараясь довести их до совершенства. Он первым среди французов стал производить автомобили со стальным несущим кузовом, делающим машину легче, прочнее, удобнее, безопасней и долговечней. Идея была заимствована у итальянской «Лянчи».

У американского «Крайслера» был приобретен патент на эксклюзивный выпуск так называемых подвижных двигателей. Подвешенный на особых осях и гибких креплениях двигатель практически не создавал вибрации, обеспечивая более плавную и бесшумную езду. По примеру американцев Андре Ситроен одним из первых европейцев замахнулся на автоматическую коробку передач.

Но все же Ситроену удалось создать собственный автомобиль, который прославил его на весь мир и на многие годы стал законодателем автомобильной моды. Автомобилем, покорившим мир, стала модель «Traction Avant», что в переводе значит «Передний привод».

Идея переднеприводного автомобиля давно привлекала Ситроена. Он прекрасно понимал, что передний привод делает машину проще, легче и дешевле в управлении. И в начале 1930-х Ситроен сконцентрировал все свои усилия на ее создании, собрав все технические достижения.

Новинка пришлась по вкусу покупателям — она была комфортной, очень стильной и неожиданно резвой на дороге. Двухлитровый двигатель развивал 46 лошадиных сил при 3200 об/мин.

Независимая торсионная подвеска, оригинальный рулевой механизм и барабанные тормоза с гидроприводом обеспечивали неподражаемую плавность хода и легкость в управлении.

Первую переднеприводную серийную машину предпочитали звезды кино и политики, мафиози и художники. «Avant» был личным автомобилем генерала Де Голля, во время Второй мировой войны офицеры верхмахта использовали его в качестве штабного автомобиля. Но главное — модель «Traction Avant» открыла эпоху переднеприводных автомобилей. С 1934 по 1957 год было изготовлено 759 123 машин этой модели. А сами «Ситроены» стали таким же национальным символом Франции, как Эйфелева башня.

Гений рекламы

Взлет Ситроена на автомобильный Олимп во многом объясняется новаторским подходом к рекламе. Он организовал масштабные рекламные автопробеги. Прообразом ралли «Париж-Дакар» стал «Черный переход» — автопробег, в котором машины «Ситроен» пересекли половину Северной Африки. Во время «Желтого перехода» французские автомобили одолели тяжелейший путь из Бейрута в Пекин. «Ситроены» забирались даже в арктические льды.

По просторам Франции и ближайших стран регулярно проводились рекламные автопробеУ американского «Крайслера» был приобретен патент на эксклюзивный выпуск так называемых подвижных двигателей. Подвешенный на особых осях и гибких креплениях двигатель практически не создавал вибрации, обеспечивая более плавную и бесшумную езду. По примеру американцев Андре Ситроен одним из первых европейцев замахнулся на автоматическую коробку передач.

Но все же Ситроену удалось создать собственный автомобиль, который прославил его на весь мир и на многие годы стал законодателем автомобильной моды. Автомобилем, покорившим мир, стала модель «Traction Avant», что в переводе значит «Передний привод».

Идея переднеприводного автомобиля давно привлекала Ситроена. Он прекрасно понимал, что передний привод делает машину проще, легче и дешевле в управлении. И в начале 1930-х Ситроен сконцентрировал все свои усилия на ее создании, собрав все технические достижения.

Новинка пришлась по вкусу покупателям — она ги с раздачей брошюр, плакатов и листовок. И многие французы, примерив на себя автомобили, покупали «Ситроены».

Самые впечатляющие рекламные трюки были поставлены все-таки в Париже. Однажды в синем небе над столицей Франции специально нанятый английский ас вывел четырехсотметровыми буквами слово «Ситроен», растянувшееся в длину на 5 километров. В 1925 году Андре Ситроен реализовал, пожалуй, самый грандиозный в истории наружной рекламы проект — «Эйфелева башня в огнях». Одно за другим на башне вспыхивали десять изображений, последним из которых, естественно, была фамилия автопромышленника — Ситроен. На создание иллюминации ушло 250 000 ламп и 60 километров проводов. Столь эффективное зрелище радовало парижан вплоть до 1934 года.

Ситроен умудрился в рекламных целях задействовать даже детей — специальный завод занимался выпуском игрушечных «ситроенов».

Ежегодно производилось до 200 000 машинок — от точных модельных копий до педальных автомобилей.

Смертельная ошибка

Потрясающая вера в счастливую судьбу обернулась крахом для титана французской автомобильной промышленности. В 1933 году разразился мировой кризис. Ситроен вместо того, чтобы сократить производство, разрабатывал новую модель, внедрил ее в производство и более того — взял огромный кредит на реконструкцию предприятия, рассчитывая выпускать 1000 автомобилей в день! За 5 месяцев реконструкция была произведена, но кредиторы потребовали возврата долга. Между апрелем и сентябрем 1934 года фирме было предъявлено претензий по оплате долгов на сумму 830 миллионов франков.

Только вмешательство правительства Франции спасло компанию от полного банкротства.

Андре Ситроен был вынужден передать 60% акций основному кредитору, знаменитой фирме «Мишлен». 31 января 1935 он сложил полномочия президента компании и отдалился от дел. В марте Андре Ситроен с обострившейся язвой был госпитализирован в больницу, где и скончался 3 июля 1935 года.

Вернут ли душу «Ситроену»?

После смерти отца-основателя компания «Ситроен» претерпела множество преобразований и реорганизаций. В 1976 году группа «Пежо» приобрела 89,95% акций Ситроен и создала холдинговую компанию «PSA», включившую в себя «Citroen SA» и «Peugeot SA».

Сегодня французский концерн «PSA Peugeot Citroеn» представляет собой второго по величине производителя автомобилей в Европе, на долю которого приходится чуть больше 13% продаж в регионе. В 2007 году вступила в силу программа реструктуризации «PSA».

В соответствии с новой стратегией машинам, выпускаемым под маркой «Ситроен», концерн намерен вернуть былую славу автомобилей, созданных вдохновением, не похожими на других, которые когда-то были гордостью французов, и совместить в них образец высочайшего качества и передовых технологий.

Ведь не зря же основатель компании Андре Ситроен в 1925 году заметил: ««CITROEN» — не просто очень хорошая машина. Это машина, у которой есть душа».



Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 3527, cмотревших: 2185 Список посетителей