Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 

XV районная краеведческая олимпиада: Ты удайся, удайся, ленок …

Работа ученицы Васильевской средней общеобразовательной школы Бобыкиной Натальи

XV районная краеведческая олимпиада "Мир через культуру"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Васильевская средняя общеобразовательная школа"
Великоустюгский район Вологодская область

"Ты удайся, удайся, ленок …"
(Старинная ручная обработка льна)

Работу выполнила:
Бобыкина Наталья Александровна, 8 класс

Руководитель:
Нелаева Валентина Михайловна, учитель истории

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЛЬНА.

  1. РУЧНАЯ ОБРАБОТКА ЛЬНА (ЛЬНЯНОЙ ЦИКЛ):
    1. Посев.
    2. Теребление.
    3. Обмолот (околачивание).
    4. Расстил.
    5. Битьё масла.
    6. Подъем льна и сушка.
    7. Мятка.
    8. Трепание.
    9. Очёсывание.
    10. Прядение.
    11. Обработка пряжи.
    12. Тканьё.
    13. Выбеливание ткани.
    14. Крашение ткани.
  2. ВОСПОМИНАНИЯ СТАРОЖИЛОВ
  3. ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ, ПОГОВОРКИ О ЛЬНЕ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СУДЬБА РУССКОГО ЛЬНА.
ЛИТЕРАТУРА

РЕСПОНДЕНТЫ

  1. Деревнина Надежда Алексеевна, 1920 г.р., с. Васильевское.
  2. Дудникова Дина Николаевна, 1940 г.р., д. Есиплево.
  3. Корякина Зоя Михайловна, 1916 г.р., д. Демьяново.
  4. Карандашева Алевтина Васильевна, 1923 г.р., с. Васильевское.
  5. Насоновская Алевтина Васильевна, 1927 г.р., с. Васильевское.
  6. Новикова Гаяния Климентьевна, 1922 г.р., с. Васильевское.
  7. Солнцева Зинаида Александровна, 1940 г.р., с. Васильевское.
  8. Сорокина Тамара Евлампиевна, 1937 г.р., д. Почтовая.
  9. Саковцева Анна Васильевна, 1932 г.р., д. Демьяново.
  10. Цепенникова Александра Николаевна, 1935 г.р., д. Копылово.
  11. Чупрова Марина Александровна, 1932 г.р., с. Васильевское.

ВВЕДЕНИЕ. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЛЬНА. 

«Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький,
Не крушись ты, мой миленький…»
(русская народная песня).

Три года мы, члены краеведческого кружка Васильевской школы, путешествуем по деревням Красавинского сельсовета, изучаем историю «малой родины», собираем предметы старинного русского быта. Среди них особое место занимают орудия труда для обработки льна и замечательные льняные изделия.


Льняные полотенца

Бывая в гостях у старожилов, мы в каждой избе видели красивые скатерти, салфетки, «рукотёрники», фартуки изо льна, а из кладовых нам выносили то трепало, то несколько веретен, то старенькую прялку. Таких экспонатов в музее становилось всё больше и больше.

Когда житель деревни Полутово Владимир Александрович Седёлков подарил нам ткацкий станок, мы окончательно решили: откроем новый отдел школьного музея – «Русский лён».


Ткацкий станок из деревни Полутово

Нам хотелось как можно больше узнать о ручной обработке льна, проследить весь долгий путь от маленького льняного зернышка до чудесной узорной ткани.

Сейчас в деревнях нашего сельсовета не сеют лен, и сырье для Красавинского льнокомбината привозили из соседних областей. Трудно представить, что раньше у каждой избы, за околицей каждой деревни голубела широкая полоска льна – северного шелка!

Одежду из холста носили на Руси бедный крестьянин и богатый купец, ребенок и старец, царь и слуга. Недаром придумана старинная загадка: «Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царём посадили».


Украшенные вышивкой рубаха и кокетка

Все работы по выращиванию и обработке льна ложились на женские плечи. Вологодский писатель В. И. Белов в своей книге «Лад» нашёл очень образное определение: «Лён – спутник женской судьбы».

Жаль, но молодежь и даже люди среднего возраста навыков работы со льном не имеют, а женщин-мастериц, которые умеют обрабатывать лён, искусно прясть и ткать, осталось в деревнях сосем мало. Мы бедовали с ними, записывали их воспоминания, чтобы сохранить в памяти потомков сведения о льняном цикле – долгом и трудном, как жизненный путь самого человека. Давайте проследим этот удивительный цикл.

К содержанию

I. РУЧНАЯ ОБРАБОТКА ЛЬНА (ЛЬНЯНОЙ ЦИКЛ) 

1. Посев.

Сеют лен 21 мая (по старому стилю) в день Олёны-льняницы, в теплую, влажную землю. Чтобы уберечь всходы от льняной блохи, их посыпали древесной золой. Едва появились светло-зеленые стебельки – надо начинать прополку. Молодой лен после прополки легко распрямляется, растет очень быстро. В народной примете сказано: «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую – семя летит».

Когда лен цветет, словно опускается на поле синь северного неба. Но одно дело любоваться этой красотой, другое – теребить.

2. Теребление. 

Это один из самых трудоемких процессов обработки льна. Вытеребить его надо до праздника Успения, к концу августа. Выходили в поле рано утром, по росе; женщинам помогали дети.

Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. Сколько же раз надо было поклониться льну-батюшке до самой земли!

8 горстей связывали в сноп. Снопы рядами расставляли на полосе для сушки.

3. Обмолот (околачивание). 

Подсохшие снопы везли с поля в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол гумна укладывали снопы и деревянными колотушками били по льняным головкам.

В школьном музее собраны образцы колотушек из деревень Есиплево и Клепиково.


Колотушки.Берда.Челноки.

Околачивание было любимым занятием молодежи и детей. Они работали с азартом, соревновались. Выколоченное семя заметали метлой в большую кучу, а затем провеивали лопатами на ветру.

Льняное семя хранили в крепких холщевых мешках в сусеках, а обмолоченные снопы увозили обратно на поле, потому что наступало время расстила.

4. Расстил. 

Ночами в августе падает на скошенные луга крупная холодная роса. От ночной влаги стебель становился хрупким; волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет. В старину говорили, что от росы лен «вылёживался».

Женщины развязывали обмолоченные снопы и расстилали лен рядами тонким слоем на земле. Пока лен расстилали на поле, дома из обмолоченных семян били масло.

5. Битьё масла. 

Льняное семя сушили, затем толкли в ступе; истолченную массу в горшке ставили в истопленную печь. Потом её, ещё горячую, заворачивали в плотную холщевую ткань и клали в колоду под пресс. Под колоду ставили посуду, куда капало густое льняное масло. Хранили его в стеклянной посуде, защищенной от света.


Ступа. Бутыль для хранения льняного масла.

Остатки семян после битья масла – жмых – скармливали скоту.

Льняное масло кормило, освещало, лечило.

Масло было излюбленным продуктом питания на Руси, особенно во время постов. Его наливали в лампадки, висящие в красном углу, в плошки, стоящие на столах. Льняное масло художники использовали для изготовления олифы, которая необходима для написания икон. Простывшего и заболевшего человека поили чаем с льняным маслом, чтобы ослабить боль и сухость в горле.

6. Подъем льна и сушка. 

Августовские ночные росы и сентябрьские дожди мочили лен в течении 3 – 4 недель. Женщины собирали его, снова связывали в небольшие снопики. Поднятый лен везли сушить.

Н. А. Деревнина вспоминает: «Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань».

7. Мятка. 

Сухие, легко ломающиеся стебли льна (тресты) мяли на специальных приспособлениях – мялках. Со стебля с треском сыпалась кострика, оставалось серое, нежное, прочное волокно.

В школьном музее находится мялка, переданная 93-летней жительницей деревни Есиплево.


Мялка из деревни Есиплево.

Женщина брала горсть тресты для мятки, это называлось повесмо. 50 повесмов – это пяток, 100 повесмов – это кирбь. За день хорошая работница мяла по 3 кирби (300 горстей льна)!

Измятую тресту сушили на печи или на полатях. Кострика шла на подстилку скоту.

От мятки переходили к такому коллективному занятию как трепание.

8. Трепание. 

Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало. Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: «смотри молодца из бани, девицу - из трепальни».

Трепание – тяжелая и грязная работа. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Чтобы сделать эту работу более приятной, не такой скучной и монотонной, женщины деревни собирались вместе. Пустой хлев, баня, нежилая изба – всё подходило для такой работы. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями.

В день «Льняницы» устраивали льняные смотрины – выносили вытрепанный лен на показ: у кого лучше.

В общении работа спорилась, трудности и горести казались не такими страшными.

9. Очёсывание. 

Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии:

  1. Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно самого низкого сорта (изгреби).
  2. Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси).

Оставшееся в повесме волокно – самое лучшее (собственно лен).

После очеса наступало время пряжи.

10.Прядение. 

«В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит…»

– поется в народной песне. Вся многомиллионная Русь ходила в холщевой одежде. Сколько же льна перепряли женские руки!

Льняную одежду носили много лет, передавая по наследству. Полотенца, скатерти переходили от бабушек внучкам, служили нескольким поколениям.

Очёсанный лен расшиньгивали (взбивали, пушили), раскладывали на столе, спрыскивали водой и скатывали в куделю. Прясть начинали с раннего детства. Для ребенка – куделя маленькая, для подростка – побольше, для взрослой женщины – большая.

Прялки делали из липы, осины, клена; веретёна – из берёзы. Недаром сложилась такая загадка: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу».

В нашем музее собрана коллекция из 14 прялок, из них две – детские. Есть и ножная прялка, её передала нам правнучка Мощевой Нины Васильевны из г. Красавино.

 
Прялки (слева) и ножная прялка (справа).

Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Совместная пряжа называлась супрядки.

Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках разнообразили утомительную, однообразную работу.

Важно было не только заготовить много пряжи, но и обработать её: перемотать, перевязать, вымыть.

11. Обработка пряжи. 

Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста.

Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали во время мартовских утренников. Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.

Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё.

12. Тканьё. 

Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны.


Кросна

Станку из нашего музея – более 100 лет! Почти в каждой избе старожилы показывали нам уцелевшие детали кросен: челноки, подножки, берда… В наших деревнях было немало хороших ткачих, среди них Голикова Мария Николаевна, Югова Лидия Николаевна, Деревнина Надежда Алексеевна.

Весной на поветь (чердак) выставляли малые воробы и с их помощью сматывали пряжу из мотов на тюрики. Затем малые воробы сменялись большими, которые иначе назывались сновалкой. С помощью вороб ткачиха готовила основу – горизонтальную нить ткани.


Воробы

Одной из важных деталей станка является челнок с берестяной чивцой, на которой намотана уточная нить. На чивцу пряжу наматывают с тюриков, при этом используют скально.


Тюрики


Скальны

На кроснах ткали простую ткань и узорницу. Для узорной ткани на станке было 4, а то и 8 нитченок и подножек; такая работа требовала высочайшего мастерства. За день ткачиха могла соткать одну стену простого холста; две стены (около 15 метров) назывались концом.

Холст из тонкой пряжи шел на белье, рубашки, полотенца. В нашем музее собрана большая коллекция льняных полотенец. Этот и повседневные «рукотерники», и праздничные кружевные изделия, которыми встречали гостей. Пряжа из пачесей и изгребей шла на тканое рядно (для мешков, рукавиц, портянок). Самый грубый холст назывался пестрядью. Рисунок ткани состоял из клеток разной величины и различных расцветок.


Прадничные полотенца

Использовали пестрядь для шитья фартуков, сарафанов, кокеток, мужских рубах. Сшитая из такой ткани одежда была более привлекательна, чем из простого холста. Кроме того, она была «ноская», т.е. служила долго.


Прадничные полотенца

Изделия из пестряди переданы в музей Екатериной Николаевной Кокшаровой из д. Бушково, Надеждой Алексеевной Деревниной из с. Васильевского.

13. Выбеливание ткани. 

Весной холсты белили (бучили) в золе, а затем на снегу. Зола должна быть чистой, просеянной, лучше всего из ольхи. Летом белили на чистом лугу, у озера или реки, часто макая холсты в воду.

Готовый холст складывали в сундуки и коробьи.


Коробья из деревни Бушково

В раннем детстве девочке клали в коробью первый холст, затем ежегодно добавляли, так и накапливалось приданое.

14. Крашение ткани. 

Выбеленный льняной холст красив необычайно!

Однако в быту часто требовались ткани «немаркие», менее пачковитые, поэтому белые холсты окрашивали.

Краски дарила сама природа: цветная глина, кора ивы, ольхи, дуба, сажа, корни растений.

Цветовая палитра была скромной: красный, черный, синий цвета, реже – зеленый. Однако женщины создавали рисунки необычайной красоты и яркости. На то они и мастерицы!

Крашением холста завершался долгий и трудный льняной цикл.

К содержанию

 

II.ВОСПОМИНАНИЯ СТАРОЖИЛОВ 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ НАДЕЖДЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ДЕРЕВНИНОЙ

За плечами Н. А. Деревниной долгая и трудная жизнь. 20 сентября 2007 г. ей исполнилось 87 лет. Родилась она в Архангельской области, закончила Шенкурское педучилище. 31 год проработала учителем начальных классов.

Надежда Алексеевна – искусная мастерица: шьет, вяжет, прядет, вышивает. Руки у неё не знают покоя.

Надежда Алексеевна вспоминает:

"До 1929 года наша семья жила единолично. В поле нам выделили большую полосу земли и мы сеяли лен, коноплю, репу. Льняной участок был большой. С 6 лет я с мамой и братьями ходила теребить лен.

Сушили снопы в бане, а в предбаннике у нас стояла мялка. Здесь же лен трепали и чесали.

Прясть я начала тоже с 6 лет; у меня была детская прялка, а старший брат сделал для меня маленькое мотовило.


Мотовила

Куделю для пряжи готовила мне мама. Сначала я пряла самый плохой лен – изгреби, нитка получалась толстой, неровной. Потом куделю стали делать из пачеси, и прядение пошло быстрее.

К весне надо было наготовить пряжи как можно больше, недаром была такая пословица: "Великое Говение проспишь – так Филипповское не натянешь".

Холст готовили не только изо льна, но и из конопли. Снопы из конопли вымачивали в воде, сушили и обрабатывали, как и лен. Из грубой конопляной ткани шили верхнюю мужскую одежду, рукавицы, мешки.

В семье был ткацкий станок, с 10 лет я уже ткала.

Особенно запомнилось, как выбеливали (бучили) ткань. В большую деревянную бочку клали холст, заливали горячей водой. Сверху бочку закрывали мешком («пепелухой»), в мешок сыпали золу и раскаленные докрасна камни. Вода бурлила, закипала, шел пар. Из растворенной золы получался щелок, в нем холст и выбеливался.

Пепелуху снимали, холсты мыли на реке; одна женщина холст полоскала, другая выколачивала его палкой («кичигой»). Промытый холст на коромыслах несли сушить. После бучения белье получалось белоснежным.

Деревенские дети с детства вырастали трудолюбивыми, во всем помогали своим родителям. Трудовые навыки, полученные в детстве, я сохранила на всю жизнь".

Надежда Алексеевна Деревнина – частый гость в нашей школе. Она делится воспоминаниями о войне, о работе в колхозе, о своей нелегкой жизни.

В школьный музей Надежда Алексеевна передала замечательные изделия, сделанные ее руками: вышитое льняное полотенце, подвесы, фартук из пестряди, вышитую мужскую рубаху.


Подвесы для полотенца, бранная техника (слева).

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ РАИСЫ ФЕДОРОВНЫ БАРБОЛИНОЙ

"Я родилась в деревне Клыково Верховажского района в 1929 году.

С 7-ми лет начала теребить колхозный лен. Льняные полосы в колхозе были очень большие, рабочих рук не хватало. Председатель колхоза придумал небольшую хитрость: вытеребишь три сотки льна в день – получишь 200 г. меда с колхозной пасеки. Мед был большим лакомством; хотелось вытеребить как можно больше, поэтому даже на обед домой не ходили.

Околачивали лен ночами. Софья Алексеевна, которая руководила околоткой, в конце рабочего дня давала нам немного льняного семени. Оно и спасло нас во время войны от голодной смерти. Семя мы толкли, толченную массу смешивали с соломенной мукой и пекли из нее колобки.

Трепали лен на конюшне, работа была очень грязной и пыльной. Собиралось много женщин, они приносили большие охапки льна. Запомнилось, что во время трепания они пели очень длинные красивые песни.

Отрепанный лен подготавливали для сдачи в г. Тотьму.

Дома у мамы был ткацкий станок, но ткала она украдкой, по ночам. Председатель говорил, что весь лен надо сдавать в колхоз.

В начале 50-х годов в колхозе появились первые льнотеребилки, постепенно ручной труд по обработке льна заменялся машинным".


Узорная браная ткань

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЧУПРОВОЙ

Она родилась в 1931 году в д. Синега.

Марина Александровна вспоминает:

"Мое детство пришлось на военные годы. Жили трудно, купить было нечего и не на что. Моя бабушка научила меня прясть из отходов льна (отрепьев). Из этой пряжи я вязала чулки, носки, рукавицы.

В семье был ткацкий станок, ткали и мама, и бабушка. Особенно хорошей мастерицей была бабушка Елена Ивановна. Она ткала и простой холст, и узорницу, и рядно. Замечательно получалась пестрядь.

Из красно-черной пестряди была сшита кофта, в которой она ходила на работу в телятник. По этой яркой кофте телята узнавали её, шли за ней следом.

Во втором классе я стала бабушкиной помощницей, помогала навивать нить на воробы и скальны".

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЕВДОКИИ ЛАВРЕНТЬЕВНЫ НЕЛАЕВОЙ

"Вся моя жизнь прошла в деревне Власово Ерогодского сельсовета.

Жили трудно, пришлось научиться и прясть, и ткать, и корову доить, и лес рубить во время войны.

А уж со льном-то много пришлось повозиться. Теребить начала очень рано. Земля под лен была выделена не очень хорошая, сорняков росло видимо – невидимо. Полешь, полешь лен, вроде чисто, а теребить начнешь – опять колючек полно. Пока теребишь – все руки исколешь, пальцы в занозах, ладони темные от травяного сока.

Прясть и ткать я научилась рано. Семья наша была большая – а я старшая из детей. Вот и приходилось младших братьев и сестер одевать.


Вышивка на кокетке

С 1929 года мы жили в колхозе. Колхозный труд был тяжелый. В 5 часов утра бригадир уже стучал в окно, давал наряд на работу: теребить лен, расстилать его, льняное семя провеивать.

На колхозной конюшне лен трепали и очесывали. Потом большими тюками возили в Устюг, сдавали государству.

От мамы и бабушки осталось много льняного полотна, но в войну мы его променяли на картошку, потому что было очень голодно".

К содержанию

 

III. ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ, ПОГОВОРКИ, ЧАСТУШКИ О ЛЬНЕ 

Пословицы

  1. Кто посеет лен – пожнет золото.
  2. Удастся лен – так шелк, не удастся – зубами щелк.
  3. Чем ленок дольше, тем доход больше.
  4. За лен держись – обеспечишь жизнь.
  5. Много льна – денег закрома.
  6. Лен ручки любит.
  7. Кто в лен одет – доживет до 100 лет.

Загадки

  1. Мал малышок, в сыру землю зашел, синюю шапку нашел.
  2. Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.

Поговорки

  1. Лежи, ленок, потом встань да в зеркало поглядись, не улежался – так ляг и ещё полежи, только удайся белым да мягоньким.
  2. Сеяли лен у семи Олён.
  3. Льны – Олёне, огурцы – Константину.
  4. Что выпрялось, то и выткалось.
  5. Не напрядешь под дымком, не выткешь под тынком.

Частушки

За куделею сижу
Которую неделю,
Строгу маменьку свою
Ослушаться не смею.

У меня милёнок есть
По имени Емеля,
Сам беззубый да кривой,
На голове куделя.

Задушевная, невесело
Гулять осмеянной,
У любого ягодиночки
Ленок несеяной.

Ни о чем заботы нет,
Только о куделе,
Супостаточка моя
Опрядет скорее.

Милая, приветная,
По косе заметная,
На льняной на полосе,
Лента красная в косе.

Дроля, пей, вина не лей
На льняну скатерочку,
Больше мне не изменяй,
Жалей меня, девчоночку.

У кого какая дроля,
У меня – фартовая:
Надела красный сарафан,
Льняна рубашка новая.

До Говенья опряду
Не одну куделю,
Супостаточку свою
Обогнать сумею.

(Записано со слов Чечулинской Тамары Ивановны, жительницы д. Есиплево)

К содержанию

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.СУДЬБА РУССКОГО ЛЬНА 

В России произрастает более сорока видов растений семейства льновых! У нас на Севере издавна выращивались такие сорта как Вилегодский, Южный, Нижнесухонский. В XIX веке лен занимал первое место в русском экспорте, в год вывозилось льняной продукции на многие миллионы рублей.

Славились изделия Грибановской фабрики из города Красавино.

1873 г. – бронзовая медаль на международной выставке в Вене.

1878 г. – серебряная медаль на международной выставке в Париже.

1911 г. – золотая медаль на международной выставке в Москве.

В советское время продукция Красавинского и Вологодского льнокомбинатов была хорошо известна в наше стране и за рубежом.


Образцы изделий Красавинского льнокомбината

Сейчас лен – почти забытая культура в наших деревнях: невыгодно, трудоемко, неперспективно. Утрачиваются навыки ручной обработки льна, которые из века в век, из поколения в поколение передавались мастерицами.

Но мы должны помнить, что в хозяйстве России всегда были две главные опоры – рожь и лен. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа.

За время поисковой экспедиции мы встретились и побеседовали со многими хранительницами старины. Некоторые вещи нам выносили с чердака не сами мастерицы, а их дочери или внучки. Мы благодарили их за то, что они сберегли всё это. Они передавали в музей эти чудесные вещи с особым чувством искренности, радости и доверия к нам.

Для нас же все они являются настоящим кладом. Радуется душа при виде этих замечательных экспонатов.

Результатом летней экспедиции стало открытие в школьном музее 4-го отдела, названного нами "Русский лен". Здесь экспонаты мастериц села Васильевское и деревень Полутово, Синега, Боровинка, Есиплево, Бушково, Скорняково и Кошово, а также орудия труда для обработки льна.

"Зло пропадёт, а добро не умрёт, - " так гласит русская пословица. Пусть всё, что делалось раньше северными крестьянками, их прекрасными руками, будет достоянием нашего и последующих поколений. Такой поисково-исследовательской работой мы приобщаемся к общему движению по спасению старины, возрождаем любовь к прошлому.

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Баранов С. Ю., Глебова А. А., Розанов Ю. В. Культура Вологодского края. – М.: Истоки, 2004.
  2. Белов В. И.. Лад. – М.: Молодая гвардия, 1989.
  3. Волошко В. Красавинский льнокомбинат имени 50-летия СССР. – 1982.
  4. История Вологодского края XIX века / Под ред. М. А. Безнина. – Вологда, 2006.
  5. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2004.
  6. Колесников П. А. Живые голоса истотрии. – Северо-Западное книжное издательство, 1981.
  7. Низковский В. К. Первая льнопрядильня России. – М., 1992.
  8. Русские народные пословицы и поговорки. – М.: Московский рабочий, 1965.

 

К содержанию

 

Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 2678, cмотревших: 1566 Список посетителей