Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Фото Контакты
Работа учениц Васильевской средней общеобразовательной школы Бобыкиной Натальи и Марковой Екатерины

Работа учениц Васильевской средней общеобразовательной школы Бобыкиной Натальи и Марковой Екатерины

XIV районная краеведческая олимпиада: Женское рукоделие северной деревни

XIV районная краеведческая олимпиада "Мир через культуру"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Васильевская средняя общеобразовательная школа"
Великоустюгский район Вологодская область

"Женское рукоделие северной деревни"

Работу выполнила: Бобыкина Наталья, ученица 7 класса,
Маркова Екатерина, ученица 7 класса.

Руководитель: Морозова Нина Алексеевна, учитель литературы,
Нелаева Валентина Михайловна, учитель истории.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Узорное ткачество.
  3. Полотенца.
  4. Вышивка.
  5. Вязание крючком.
  6. Итоги исследовательской работы.

ВВЕДЕНИЕ

Первого сентября 2002 года Васильевской средней школе исполнилось 20 лет. Этот юбилей совпал с открытием скромного школьного краеведческого музея. Он представлял собой одну комнату, в которой были собраны материалы по истории совхоза «Красавино», деревень Красавинского сельсовета, сведения о ветеранах Великой Отечественной войны, об истории родной школы.

Любое путешествие начинается с маленького шага. Так и мы, начав с первых поисков, увлеклись исследовательской краеведческой работой. Два года при школе работал летний краеведческий лагерь; мы совершили много увлекательных походов, встречаясь и беседуя с местными жителями, собирая предметы старины.

Итогом работы стало открытие второй комнаты музея – «Старинный русский быт».

Зародившийся интерес к истории родного края, судьбам наших земляков неустанно побуждает нас продолжать поиск нового.

С этой целью прошлым летом мы вновь отправились в экспедицию по деревням Красавинского сельсовета. Наша группа состояла из 15 учащихся и двух руководителей. На этот раз нас больше интересовало женское рукоделие, которое издавна прочно вошло в быт русской деревни и представляет собой народное искусство. Все виды женского творчества, представленные нами в этой работе, выражали индивидуальные поиски красоты русскими крестьянками, были их самовыражением. Самыми распространёнными видами рукоделия в северных деревнях были ткачество, вышивка, вязание.

Чтобы поддерживать дом в порядке, содержать его в красоте и чистоте, женщине, как хозяйке дома, приходилось рассчитывать каждую минуту своего времени. Занимаясь колхозной работой и домашним хозяйством, она находила время для рукоделия: вязала, вышивала, ткала. Пустого времяпрепровождения раньше в деревне не терпели. Рукоделием женщины занимались с большим желанием и старанием. Они стремились к тому, чтобы в доме было не хуже других, а лучше. Внутреннее убранство жилья говорило о чистоплотности, трудолюбии, мастерстве хозяйки. Так издавна велось в деревнях.

Собранная в нашем школьном музее коллекция изделий женского рукоделия – это маленькая частичка огромнейшего труда. Но уже и по ней можно судить о таланте русских крестьянок, их творчестве.

К содержанию

УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО

В северной деревне с далеких времен, можно сказать, с самого зарождения её появилось ткачество, а следом за ним – и узорное ткачество. Развиваясь и совершенствуясь, оно стало интересной и своеобразной областью декоративно-прикладного искусства.

В долгие зимние вечера русские крестьянки ткали чудесные узоры, чтобы ими украсить домотканые рубахи, сарафаны, фартуки. Безвестные мастерицы хранили в своей памяти издавна выработанные приемы узорного ткачества, традиции художественного оформления, создавали новые композиции и расцветки.

Ткани вырабатывались на ручных ткацких станках – «кроснах», использовался для этого лен, выращенный на своем поле, шерсть, полученная от своей овцы (см. фото 1).

 
Фото 1. Ткацкий станок (д. Полутово).

Нам удалось найти несколько вещей узорного ткачества. Это верхняя часть женской рубахи, женский фартук, украшение к полотенцам, три скатерти. Предположительно они относятся к дореволюционным годам ХХ века.

По технике исполнения тканые изделия делятся на две основные группы: браные и ремизные. Браное ткачество получило название от слова «брать». Бральница – особая дощечка, при помощи которой на станке разделялись, т.е. брались нити основы для их подъема. Дощечка ставилась на ребро, образовывался зев, в который прокладывали узорный уток, а потом она вынималась.

У нас есть несколько изделий, выполненных браным узором: отделка для фартука и женской рубахи, полотенца. Это работы Деревниной Надежды Алексеевны из села Васильевское (узоры к полотенцам). Из деревни Бушково нам передали изделия Кокшаровой Екатерины Николаевны (фартук и кокетка).

Браные узорные ткани чаще всего решались в два цвета: белый и красный, белый и зеленый (см. фото 2).


Фото 2. Узорная браная ткань.

Узор выполнен утками и расположен он горизонтальными полосами. Чередование цвета происходит по горизонтали. Рисунок в браном ткачестве по техническим условиям выполнения всегда имел геометрический характер. Есть в нашей коллекции и такие изделия, в которых браный узор выполнен белыми хлопчатобумажными нитями. Рисунок получается благодаря выпуклости ниток. Одна из скатертей и выполнена именно так. Белые по белому браные узоры выглядят изысканно, и такая скатерть считалась праздничной.

Ремизное ткачество – более сложное по технике. Посмотрим на эту скатерть, выполненную ремизной техникой. Рисунок на скатерти состоит из различных переплетений: то фактурных, то гладких, то плотных, то совершенно прозрачных. Мы видим мелкие геометрические формы: квадраты, прямоугольники.

Повседневные скатерти использовались в быту, ими покрывали стол перед едой. А обычно в деревнях был заведен такой порядок: кухонный стол не покрывался, его столешница мылась и скоблилась хозяйкой. Повседневные скатерти обычно окрашивались, они были темных цветов.

Бытовало в деревне производство интересного вида ткани, так называемой пестряди. Она представляет собой льняную ткань, рисунок которой состоит из клеток разной величины и различных расцветок. Употреблялась пестрядь на сарафаны, на мужские рубахи, фартуки и т.д.

Сшитая из таких тканей одежда была «ноская», т.е. служила долго. Была более привлекательна, нежели сшитая из простой тканой матери (см. фото 3).


Фото 3. Кокетка и фартук. Пестрядь.

К содержанию

ПОЛОТЕНЦА

Особого внимания заслуживает коллекция старинных полотенец. Все они по своим размерам стандартны (50,70×150 см), все изготовлены из холста: одни – из отбеленного, другие – из сурового, т.е. неотбеленного. Отличие их заключается в оформлении. Одни украшены вышивкой и прошвой, другие, особенно понравившиеся нам, – браным узором.

Искусно расшитые полотенца предназначались для наиболее важных событий, таких как сватовство, свадьба, встреча дорогих гостей.

Узорчатыми полотенцами в старину украшали свой дом, развешивали их на зеркала, на рамке с фотографиями, в «красный угол» (фото 4).


Фото 4. Красный угол.

Полотенца дарили жениху на свадьбе, тогда их украшали вышивкой преимущественно красного цвета. В сундуках у хорошей хозяйки всегда были припасены десятки разных полотенец на все случаи жизни.

Полотенца-рушники выглядели скромнее, менее ярко, но их тоже старались украсить, чтобы приятно было утереть лицо и руки.

Цвета ниток для вышивок подбирались разные: белый с синим – радует и освежает, красный с черным – придает торжественность. Яркая кайма делает полотенце более привлекательным. Мастерицы вышивали цветы, птиц и животных, гирлянды из листьев. Техника выполнения вышивки на полотенцах – «крест» и «гладь».

Иногда вышивка сопровождалась словами: «умывайся белехонько, утирайся сухохонько». На одном из полотенец нашей коллекции вышиты такие слова: «роза вянет от мороза, ваша прелесть – никогда», «вашу просьбу исполняю, еду на Кавказ, розу-веточку срываю и потом целую вас» (фото 5).


Фото 5. «Расписное» полотенце.

Полотенца, рушники, рукотерники имели практическое значение в быту и были в то же время своеобразными произведениями искусства.

К содержанию

ВЫШИВКА

Самая большая экспозиция комнаты «женского рукоделия» отведена вышивке. Это различные экспонаты, выполненные «крестом» и «гладью». Вышивание – как один из наиболее доступных видов художественного творчества – бытовало в деревне на протяжении многих веков. Обыкновенный холст, расшитый мастерицей, становился нарядным. Вышивка служила составной частью декора одежды. Обратимся к нашей коллекции таких вещей. Вот рубаха, украшенная вышивкой, кокетка женской рубахи, тканые полотенца с узорами по краям (фото 6).


Фото 6. Вышивка на кокетке.

 

С течением времени вышивка получала все большее признание у женщин. У поколения послевоенных лет она становится одним из любимых занятий. Мы объясняем это так. В начале ХХ века ручное ткачество стало значительно сокращаться. Одежду стали шить из покупного материала. Привозили его с базара, покупали в магазинах. Холст вытеснили более тонкие, красивые ткани: батист, ситец, штапель, майя, разные шелка. У женщин появилось свободное время, а вместе с этим и потребность проявить себя в чем-то другом.

Пожилые женщины еще продолжали ткать, но уже значительно меньше. Так постепенно узорное ткачество вытесняют вышивка и вязание.

Собранные нами вышивки относятся к 50 – 80 годам прошлого века. Главное предназначение их – украсить быт, создать уют и атмосферу радостного отдыха в доме. Женщина в процессе вышивания отвлекалась от повседневных забот и тяжелого физического труда. Она выбирала сюжет, размеры вышивки по своему вкусу, проявляя личное творчество. В этом виде женского рукоделия были большие мастерицы. Как любой вид искусства вышивка требует кропотливого труда, старания и прилежания. В этом мы убедились, внимательно рассматривая изделия.

Вот перед нами пышный букет цветов в вазе, представленный в ярких, сочных красках. Это работа Минюхиной Лидии Васильевны из деревни Полутово. Такое панно может украсить не только деревенскую избу, а и современную гостиную комнату.

Практиковались вышивки, помещенные в рамку. Они уже стали представлять собой картину без кисти и красок. Вот, к примеру, 4 такие работы нашей экспозиции. Первая из них – «Собака Найда» – принадлежит бывшей учительнице биологии нашей школы Филатовой Надежде Ивановне. Вторая – "Девушка с оленем" – Седелковой Надежде Николаевне из деревни Кошово. Третья работа – «Два друга» – Синяковой Марии Павловне из деревни Синега. Четвертая работа – «Голуби» – Нелаевой Клавдии Максимовне.

Иногда красочные мотивы, вышитые крестом, представляют целые композиции. Такой работой является вышивка «Зимней дорогой» Синяковой Марии Павловны. Есть изделия более скромные. Вот очень милая работа «Дюймовочка», сделанная руками Нелаевой Клавдии Максимовны. Она не слишком яркая, выполненная гладью, висела в свое время у детской кроватки.

Есть в нашей коллекции вышивки небольшие по размерам, но выполнены не менее искусно. Они могут служить приятным подарком близким людям.

Предметом изображения на вышивках чаще всего являются цветы, птицы (петушки и голуби), животные.

Вышивкой украшались салфетки и скатерти, полотенца и наволочки.

Вышивка предназначалась для украшения комодов, маленьких столиков с подсвечником; такое изделие имело удлиненную форму и называлось «дорожкой».

Орнаменты вышивок помимо чистой декоративности несут в себе и различную символику. Так, широко используемый растительный орнамент, является символом цветущей природы (фото 7), а изображенные звери, птицы, цветы символизируют щедрость, плодоносную силу земли.


Фото 7. Техника вышивания – «крест».

Вышивкой украшались подвесы к кроватям, подушки, накидки. В 70-е годы прошлого века наши женщины носили летние белые кофточки с вышивкой на рукавах и на вороте. Распространенными были батистовые носовые платки, на уголках которых вышивались разные узоры, а края обвязывались узким кружевом.

Материал для вышивания использовался разный: коленкор, темного цвета штапель, вафельное полотно и другие виды ткани.

Смотрим мы на экспонаты и отмечаем, что по мастерству они не уступают один другому. В каждый вложен труд и душа мастерицы, в каждом присутствует эмоциональность, поэтичность, лиричность.

К содержанию

ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ

Ещё одним видом женского рукоделия в деревне было вязание крючком или тамбуром (так называли раньше это орудие вязания). Тамбур внешним видом похож на современный вязальный крючок, только оформление его было другое: размером 10 см, с красивым костяным наконечником и металлической частью на конце, тонко заточенный. Таким тамбуром из льняных ниток, а позднее из покупных «катонных» вязали кружева, которые называли в нашей местности «прошвой». Вязание прошв было делом нехитрым.

Вязали женщины много и неустанно. Этот вид рукоделия не менее увлекателен, чем вышивание. Вязали прошвы не только дома, сидя за столом, а и в перерывах между работой, на отдыхе. Молодые вязали на игрищах. Мардаровская Г. Н. рассказывала нам, как ее мать, работавшая дояркой в колхозе, летом во время пастьбы стада вывязывала за несколько дней подвес к кровати (фото 8).


Фото 8. Подвес с вышивкой.

Клубок ниток и тамбурок часто были у мастериц с собой в кармане. Вязали прошвы к полотенцам, скатертям, нижним женским рубахам, вывязывали целые скатерти, красивые салфетки, воротнички. В каждом доме были вещи и изделия, связанные таким способом. Многие из них сохранились еще и по сей день.

В музее представлены работы Лысцевой Галины Ивановны из деревни Королево. Она же поделилась с нами своими воспоминаниями о том, как каждую девочку в деревне учили вышивать крестиком по канве и гладью, вязать прошвы. По количеству вывязанных прошв, по вещам, украшенным вышивкой, кружевом, судили о девушке как о невесте и будущей хозяйке.

Узоры прошв разные, они передавались из поколения в поколение, их придумывали сами мастерицы. Вот, например, зубчатый узор, рядами со смещением, узор с сердечками и розочками. Повторяется в орнаменте прошвы цветочный мотив, геометрические фигуры, плотные столбики, застланные и незастланные решеточки.

Мы представили работы таких мастериц:
Юговой П. Н. (д. Синега) – подвесы (фото 9);
Голиковой М. Н. (д. Клепиково) – салфетки;
Мужиковой М. И. (д. Королево) – подвесы;
Нелаевой К. М. (с. Васильевское) – салфетки, вставки для наволочки.

Вызывает восхищение то, как женщины с помощью простого крючка и обычных ниток создавали удивительные узоры, как тонко умели чувствовать красоту окружающего мира.


Фото 9. Мастерица-кружевница Югова П. Н.

К содержанию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За время поисковой экспедиции мы встретились и побеседовали со многими хранительницами старины. Некоторые вещи нам выносили с чердака не сами мастерицы, а их дочери или внучки. Мы благодарили их за то, что они сберегли всё это. Они передавали в музей эти чудесные вещи с особым чувством искренности, радости и доверия к нам. Они понимали, что бабушкины сарафаны и фартуки, мамины вышивки 50-60-х годов ХХ века, скатерти, связанные крючком, им уже не пригодятся. Эти вещи в их современных комнатах уже стали не к месту, вышли из моды, хотя сделаны так прекрасно и сохранились так отлично. За ненадобностью они убраны на чердак, где залеживаются и желтеют.

Для нас же все они являются настоящим кладом. Радуется душа при виде этих замечательных экспонатов. Через несколько лет трудно будет найти такую красоту, подержать её в руках и почувствовать её.

Результатом летней экспедиции стало открытие в школьном музее 3-го отдела, названного нами «женское рукоделие». Здесь экспонаты мастериц села Васильевское и деревень: Полутово, Синега, Боровинка, Есиплево, Бушково, Скорняково и Кошово. После двухмесячного кропотливого труда по оформлению собранного материала комната женского рукоделия стала похожа на шкатулку с чудесами, радующую всех и вызывающую восхищение. Разбегаются глаза от многоцветия искусных изделий женских рук.

В школьном музее представлены работы:

  1. Синяковой Марии Павловны – вышивка.
  2. Лысцевой Галины Ивановны – вязание тамбуром.
  3. Нелаевой Клавдии Максимовны – вышивка и вязание.
  4. Чечулинской Тамары Ивановны – вышивка.
  5. Деревниной Надежды Алексеевны – узорное ткачество.
  6. Седёлковой Надежды Николаевны – вышивка.
  7. Мешиной Фаины Александровны – вышивка и вязание.
  8. Кузинской Капиталины Николаевны – вышивка.
  9. Юговой Павлы Николаевны – вязание тамбуром…

Всего представлено около 100 экспонатов, замечательных изделий, выполненных искусными мастерицами.

«Зло пропадёт, а добро не умрёт», - так гласит русская пословица. Пусть всё, что делалось раньше северными крестьянками, их прекрасными руками, будет достоянием нашего и последующих поколений. Такой поисково-исследовательской работой мы приобщаемся к общему движению по спасению старины, возрождаем любовь к прошлому, уважение к старшим поколениям женщин, знакомим односельчан и учащихся школы с культурой и бытом деревни прошлых веков.

Все, что мы собрали, является связующим звеном между искусством прошлого и современностью.

К содержанию

Обсуждение Еще не было обсуждений.