Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 

За свою долгую жизнь Энцо Феррари проявил себя великолепным гонщиком, гениальным менеджером гоночной команды, удачным предпринимателем и пот- рясающим конструктором. Именно ему Международная автомобильная феде- рация присудила титул Короля автогон...

Рожденные для автогонок

За свою долгую жизнь Энцо Феррари проявил себя великолепным гонщиком, гениальным менеджером гоночной команды, удачным предпринимателем и потрясающим конструктором. Именно ему Международная автомобильная федерация присудила титул Короля автогонок. В феврале исполнилось 110 лет со дня рождения этого великого человека.

От мулов до «Паккардов»

Уволенного в запас Энцо Феррари ждала безрадостная картина — в 1916 году от пневмонии скончался отец, а от неизвестной болезни на фронте умер старший брат. Семейное предприятие прекратило существование, и встал вопрос о заработке.

Энцо устроился водителем на небольшую фирму, переделывавшую легкие грузовики в легковые автомобили. Затем он перебрался в Милан и нанялся водителем-испытателем на предприятие «CMN», занимавшееся монтажом двигателей «Isotta Fraschini» на шасси собственного производства. Фирма активно участвовала в автогонках и в 1919 году доверила защищать свою честь Энцо Феррари. Феррари настолько впечатлил участвовавший в его первой гонке американский автомобиль «Паккард», оснащенный 12-цилиндровым двигателем, что он твердо решил производить в будущем автомобили, оснащенные именно 12 котлами.

Рождение «Скудериа Феррари»
В 1920 году молодого автогонщика пригласили в «Альфа Ромео» тест-пилотом. Очень скоро Феррари стал штатным гонщиком, а затем и возглавил команду фирмы. Гонки определили и личную жизнь Энцо. В 1923 году команду победителей принимала семья графа Баракка, в которой росла красавица дочка Лаура. Сердце молодой аристократки пленил целеустремленный автогонщик, и они решили связать свои судьбы. В качестве приданого Феррари получил подарок, узнаваемый сегодня в любой части света — эмблему вздыбившегося жеребца. Идею знаменитого логотипа подарила теща автогонщика. Семья Баракка потеряла в Первую мировую войну сына Франческо, итальянского аса, сбившего 34 вражеских самолета. Фюзеляж его аэроплана украшал жеребец, поскольку до поступления в летную школу Франческо Баракка служил в итальянской кавалерии, использовавшей этот символ с конца XVII века.


Поначалу кавалерийская эмблема украшала только личную машину Феррари, но он ни на минуту не оставлял идею производства собственных автомобилей. И в 1929 году параллельно с участием в гонках Энцо создал собственную компанию «Scuderia Ferrari» (Конюшня Феррари) в Модене, задачами которой были производство спортивных автомобилей и ведение дел гоночной команды «Альфа Ромео». В 1932 году Энцо Феррари оставил гонки и принялся за создание автомобилей. Конструкторским дебютом Энцо Феррари стали две уникальные машины, оснащенные каждая двумя 8-цилиндровыми моторами «Alfa Romeo». Один двигатель был установлен сзади, а другой — спереди места гонщика. Общий объем двигателей самой заряженной из машин мощностью 540 л. с. составлял 6,4 л. Один из этих монстров на колесах установил впечатляющий и сегодня рекорд скорости— 364 км/ч!

В 1938 году руководство «Альфа Ромео», обеспокоенное растущим влиянием Феррари, вернуло себе контроль над своей гоночной программой. В ответ Энцо Феррари порвал с «Альфой» все отношения и учредил собственную фирму «Auto Avia Costruzioni», поскольку не имел права в течение 4 лет производить автомобили под собственным именем. Перед уходом гениальный конструктор создал гоночный автомобиль «Alfetta» с объемом двигателя 1,5 литра. Модификации «Альфетты» с индексом 158 и 159 оказались одними из самых выдающихся гоночных автомобилей всех времен и успешно выступали в гонках вплоть до середины 1950-х годов. К примеру, 159-я «Альфетта» развивала мощность до 310 л. с.

За полтора года Феррари создал первую собственную модель, и в 1940 году свет увидел автомобиль «тип 815» — по количеству цилиндров (8) и объему (1,5 л) двигателя, который был создан на основе 2 моторов от «Фиата 508». Машины предназначались для участия в потрясающих по зрелищности национальных гонках «Мille Miglia» (Тысяча миль).

Гениальный провидец
После войны Энцо быстро восстановил разрушенный бомбежками завод и уже в 1946 году выпустил первую собственную «Феррари» с жеребцом на капоте — «Ferrari 125», с мощным 12-цилиндровым алюминиевым двигателем. Индекс 125 означал рабочий объем одного цилиндра. Модификации этой машины одерживали победы на многочисленных гонках в Старом и Новом свете: «Милле-Милья» и «Тарга-Флорио», «Ле Манн». По заказу аргентинского диктатора Перона была создана специальная версия.

Энцо Феррари раньше остальных сумел рассмотреть золотую жилу — эксклюзивно-дорожные машины на основе гоночных болидовчемпионов и сделал за несколько лет огромное состояние. Автомобили Феррари участвовали в автогонках практически всех классов: «Формула-1», «Формула-2 и 3» и прототипы. Благодаря Энцо Феррари появился и новый популярный класс гонок «GT» (гранд туризмо), в котором участвуют серийно выпускаемые автомобили (свыше 100 экземпляров). Очень выгодное для производителей новшество — богатые клиенты приобретают автомобили и участвуют в автогонках самостоятельно, вплоть до создания собственных команд.

Иногда гоночные модели после соревнований переделывались и продавались простым смертным. Именно так обрели своих новых хозяев все машины модели «410 Sport».

Пятидесятые годы прошлого века были триумфом «Феррари», локомотивом которого стали оглушающие победы в «Формуле-1». За 10 лет пилоты «Scuderia» выиграли 4 чемпионата мира, и столько же раз команда первенствовала в тогда ещё неофициальном «зачёте марок», ставшем позднее Кубком конструкторов.

Но затем наступил кризис. Лишь в 1964 году команда выиграла Кубок конструкторов и на долгие годы сошла с пьедестала. Наступил черед и финансовых проблем. Несколько моделей оказались неудачными. Стоял вопрос даже о продаже большей части акций компании автогиганту «Форд».

Американцы отказались от покупки только потому, что Энцо выставил в качестве условия сохранение контроля над командой в «Формуле-1».

Но продать акции все же пришлось. Покупателем и спасителем «Феррари» стал «Фиат». Итальянский концерн приобрел 40% акций «Феррари» с условием перехода ему же 50% после смерти Энцо. «Коммендаторе» — как называли Энцо в те годы — сохранил за собой пост руководителя гоночной команды.

Самый успешный человек автопрома

Только к середине 1970-х компания «Феррари» выбралась из кризиса. Команда вернулась на гоночный Олимп в «Формуле-1», а эксклюзивнодорожные модели вновь обрели множество поклонников по всему миру. В 1975 Международная автомобильная федерация признала Энцо Феррари самым успешным человека автопрома и присудила ему почетный титул Короля автогонок.

Коммерческий успех компании с тех пор выглядит впечатляюще, а вот спортивная фортуна снова повернулась спиной, и после удачного десятилетия в 1984 году наступил спад. К этому времени Энцо Феррари исполнилось 86 лет. Старик вовсе и не собирался уходить на покой. Более того, Энцо лично возглавил коллектив конструкторов, подготовивших модель F40, выпущенную в 1987 году в честь 40-летия фирмы. Машина превзошла все ожидания: кузов из углеволокна и кевлара, установленный на трубчатой раме, мотор мощностью 478 л. с., скорость 324 км/ч и всего лишь 1118 кг веса. Несмотря на отсутствие минимального комфорта, вместо предполагаемых 400 штук выпустили 1311 автомобилей. Сделали это вынуждено, борясь со спекулянтами, наваривавшими на перепродаже одной машины по миллиону долларов.

90-летний юбилей Короля автогонок праздновали с особым размахом. Более 6000 человек, в числе которых были почти все сотрудники компании и огромное число политиков, звезд кино и эстрады, собрались почтить юбиляра. Приехал даже Папа Римский Иоанн Павел II. Ради такого случая понтифик сменил бронированный «папамобиль» на красный «Ferrari Mondial 8».

К тому времени Энцо Феррари тяжело болел, и 14 августа 1988 года он ушел из жизни. После его смерти еще 50% акций перешли в распоряжение концерна «Фиат», ставшего полновластным владельцем знаменитого бренда. В память об основателе «Феррари» в 2002 году «Фиат» ограниченным тиражом только для постоянных клиентов выпустил модель «Энцо». И на сегодня этот автомобиль по праву считается одним из самых скоростных в мире. «Энцо» развивает скорость до сотни всего лишь за 3,2 секунды.

Но лучше всего увековечили имя Энцо Феррари его достижения в автоспорте. Под его руководством и с его участием выиграно больше 5000 различных гонок, создано более 60 моделей болидов. Только в «Формуле-1» его команда завоевала 9 чемпионских титулов, 8 кубков конструкторов и 94 раза становилась победителем «Гран При».

Подобный успех вряд ли кому-нибудь удастся повторить. Для этого надо родиться Королем гонок и нужен особый талант от Бога.

Дмитрий ПРОТАСОВ


Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 1284, cмотревших: 709 Список посетителей