Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 

Сто лет назад, 1 октября 1908 года, миру был представлен автомобиль, предопределивший развитие автопрома — «Форд», «Модель Т». А ее создатель — Генри Форд по праву вошел в историю как основа- тель всей автомобильной индустрии. Многогранный гений Фо...

Великий Генри

Сто лет назад, 1 октября 1908 года, миру был представлен автомобиль, предопределивший развитие
автопрома — «Форд», «Модель Т». А ее создатель — Генри Форд по праву вошел в историю как основа-
тель всей автомобильной индустрии. Многогранный гений Форда проявился буквально во всем — в
технологиях, организации производства, искусстве продаж и даже в том, что мы теперь называем со-
циальной сферой.


Инженер-самоучка

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в многодетной семье американского фермера. Он с детства проявлял огромный интерес к технике, раскручивал, развинчивал любой попавшийся ему под руку механизм. Форды жили довольно благополучно, и родители надеялись, что свои таланты Генри применит во благо семейного дела. Однако в 16 лет юный Форд, не сказав никому ни слова, собрал вещи и отправился пешком в соседний Детройт. В большом городе будущий миллиардер снял комнату и устроился подмастерьем к часовщику. Следующей его ступенью стала должность помощника машиниста. Получив доступ к технике, Генри страстно стал самостоятельно изучать инженерное дело.

К 30 годам Форд, не имея за плечами систематического образования, стал главным инженером «Электрической компании» Томаса Эдисона, который поставил на поток производство электрических лампочек. В 30 лет Генри создал и свой первый автомобиль, оказавшийся неудачным.

Первый народный автомобиль

Лишь в 1899 году Форд принял окончательное решение посвятить свою жизнь производству автомобилей, бросив работу наемным главным инженером и основав собственную компанию.

Первый блин оказался комом, и «Детройт отомобил компани» разорилась в течение 3 лет.

Вторая попытка была результативней. В 1903 году была основана знаменитая ныне фирма «Форд мотор компани», в которой четверть уставного капитала принадлежала Генри Форду. Изначально Генри Форд делал ставку на выпуск дешевых автомобилей, доступных для всех слоев населения, чему противились инвесторы. Только в 1905 году, когда Форд скупил основной пакет акций, он приступил к реализации своих грандиозных планов, результатом которых стало появление «Модели Т». Это был дешевый доступный автомобиль, который себе мог позволить работающий американец. При среднемесячной зарплате 100 долларов новый «Форд» в разные годы стоил от 260 до 850 долларов, автомобили конкурентов были намного дороже. Новая машина быстро завоевала популярность и в итоге стала первым автомобилем, производимым конвейерным способом, и вошла в десятку самых продаваемых автомобилей мира.

Всего с 1908 по 1927 год было продано свыше 15 миллионов машин этой модели.

Социалист-эксплуататор

Доступность фордовских машин была достигнута за счет новаторской организации труда и быта сотрудников его фабрик. Форд первым создал полный цикл производства: предприятия под его контролем добывали руду, плавили металл и выпускали готовые машины. А само производство было поставлено на поток, точнее сказать, на конвейер. Систему Форда уже в то время прозвали «потогонной».

Конвейеры автомагната не простаивали ни минуту — специально для этого в 1914 году Форд ввел систему круглосуточной работы в 3 смены по 8 часов.

Взамен напряженного труда Генри Форд дал рабочим высокую зарплату, минимальный уровень который составлял 5 долларов в день, два выходных, а также своеобразные социальные гарантии. Для рабочих строили специальные поселки, детские сады, медпункты и т.п.

Все блага наемных сотрудников были под жестким контролем магната. Специальная комиссия следила за жизнью рабочих, и если кто-то пил или вел чересчур развратный образ жизни, то его безжалостно увольняли.

Взгляды Генри Форда на организацию производственного процесса во многом обусловливаются его жизненной позицией и политическими убеждениями. В частности, Форд считал, что банкиры больше вредят реальной экономике, чем помогают. Он их считал эксплуататорамикровопийцами. А поскольку банкиры в большей части были выходцами из еврейской среды, то автомагнат слыл антисемитом. Настолько ярым, что даже написал на эту тему книгу и выпускал собственную газету, где публиковал свои антисемитские статьи. Генри Форд даже удостоился в 1938 году награды от Гитлера.

Методичный подход Форда охватывал все сферы автопрома, включая продажи и рекламу.

Его инструкции по продаже автомобилей вполне могут претендовать на звание отличных учебников по маркетингу. Именно он первым из крупных промышленников занялся формированием положительного образа компании с помощью прессы и, как сейчас говорят, связей с общественностью.

О компании Форда снимались и демонстрировались документальные фильмы, на автозавод в Хайленд-парке тысячами водили экскурсантов, убеждая их в эффективности конвейерного способа производства. И при этом, зарабатывая миллиарды, Форд утверждал, что «умереть богатым бесчестно».

Наследие Форда

Генри Форд руководил огромным автоконцерном с небольшим перерывом до глубокой старости.

Лишь в 1945 году, незадолго до смерти он ушел на покой, передав дела внуку. Наследники основателя автопрома лишь упрочили достижения знаменитого предка, и сегодня «Форд мотор компании» входит в тройку ведущих автопроизводителей мира, контролируя выпуск автомобилей не только под шильдиком «Форд», но и ряда других марок. Империи принадлежат акции предприятий, производящих машины «Линкольн», «Меркюри», «Ягуар», «Астон Мартин», «Мазда», «Киа», и ряда других. В десятках стран мира расположены производственные, сборочные и торговые центры «Форд мотор компании». Завоевала продукция Форда и современную Россию.

Автомобили этой марки стали лидерами продаж в нескольких сегментах. Рецепт успеха оказался таким же простым, как и 100 лет назад: простота в обслуживании, надежность и доступные цены. Поэтому даже сейчас, в самый разгар финансового кризиса, наследники великого Генри смотрят в будущее с оптимизмом — «автомобили для всех» будут востребованы всегда.

Дмитрий ПРОТАСОВ
Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 1492, cмотревших: 775 Список посетителей