Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Фото Контакты
Необразованный гений японского автопрома

Необразованный гений японского автопрома

Ровно 60 лет назад, осенью 1948 года, в Японии была зарегистрирована компания, имя которой сегод- ня с уважением произносят автолюбители всего мира — «Хонда Мотор компани». За техническое нова- торство, надежность и комфорт машины этой марки по праву называют «японскими БМВ». В истории двух ныне конкурирующих между собою великих брендов много общего: производство мотоциклов, авиационных двигателей, работа на военное ведомство. Но если баварцы обязаны своим успехом тех- ническим и коммерческим усилиям нескольких людей, стоявших за созданием и развитием «БМВ», то «Хонда» родилась и достигла совершенства во многом благодаря упорству одного человека — Соити- ро Хонда, неутомимого изобретателя, бесстрашного гонщика и великолепного предпринимателя, не имевшего за плечами даже среднего образования.
Ровно 60 лет назад, осенью 1948 года, в Японии была зарегистрирована компания, имя которой сегодня с уважением произносят автолюбители всего мира — «Хонда Мотор компани». За техническое новаторство, надежность и комфорт машины этой марки по праву называют «японскими БМВ». В истории двух ныне конкурирующих между собою великих брендов много общего: производство мотоциклов, авиационных двигателей, работа на военное ведомство. Но если баварцы обязаны своим успехом техническим и коммерческим усилиям нескольких людей, стоявших за созданием и развитием «БМВ», то «Хонда» родилась и достигла совершенства во многом благодаря упорству одного человека — Соитиро Хонда, неутомимого изобретателя, бесстрашного гонщика и великолепного предпринимателя, не имевшего за плечами даже среднего образования.


Землетрясение как путевка в жизнь

Соитиро Хонда родился 17 ноября 1906 года в городке Хамамацу в семье кузнеца. Кузнечное ремесло едва кормило семью Джихи Хонда и поэтому он решил открыть мастерскую по ремонту велосипедов, что и повлияло впоследствии на судьбу сына, ставшего основателем третьей по величине японской автомобильной компании. С детства Соитиро Хонда проявлял недюжинный интерес к технике, помогая отцу. Учился он довольно слабо, и поэтому родители не стали противиться, когда Соитиро решил попытать счастья, написав по объявлению в местной газете, приглашавшем в одну из токийских автомастерских работника на должность ученика.

Получив положительный ответ в 1922 году, Хонда оказался в Токио. Но заняться ремонтом автомобилей ему удалось не сразу. Хозяин мастерской, Юзо Сакакибара, отрядил Соитиро на должность прислуги — молодой юноша должен был выполнять роль няньки малолетнего хозяйского сына, убирать дом и помогать в приготовлении пищи.

Кто знает, сколько бы Хонда оставался в прислужении, если бы не знаменитое землетрясение 1923 года, унесшее жизни более 140 тысяч японцев. Когда началось землетрясение, Соитиро был с сыном хозяина и фактически спас тому жизнь.

Более того, он спас от пожара и 3 автомобиля, находившихся в мастерской. После катастрофы весь уцелевший персонал предприятия разбежался по домам, и в течение 2 недель только Хонда и старший механик ремонтировали автомобили, восстанавливали мастерскую.

Юзо Сакакибара по достоинству оценил преданность Соитиро и назначил его шеф-механиком спортивной команды автомобилей «Даймлер», которая существовала при мастерской, являвшейся к тому же дилером по продаже немецких машин.


От гонок к бизнесу

Активно участвуя в деятельности фирмы, Хонда с энтузиазмом взялся за постройку собственного автомобиля и уже в 1925 году, в возрасте 19 лет, завоевал «Гран при» во всеяпонской гонке. К победе его привел спортивный болид собственной конструкции с 100-сильным авиационным двигателем.

Творческая работа над гоночным автомобилем принесла Соитиро свои и коммерческие и изобретательские дивиденды. Обратив внимание на слабость полностью деревянных колес, Хонда разработал и запатентовал технологию железных спиц методом литья, а также их натяжения между осью и ободом колеса. Новшество оценили многие производители колес, и в карман Соитиро потекли «патентные» деньги.

В 1928 году Хонда решил заняться собственным бизнесом и открыл в родном Хамамацу филиал компании, давшей ему путевку в автомобильную жизнь. Вплоть до 1936 года он совмещал автобизнес с гонками, приносившими немалые призовые деньги. Помимо этого на паях с младшими сестрами он открыл ресторан. Однако в 1936 году, участвуя в гонках, Хонда попал в аварию, получил множественные травмы и решил с большим спортом завязать. Автомобиль, чуть не унесший жизнь Соитиро, был уникальным для Японии тех времен — он развивал скорость 120 км/ч и был оснащен турбонагнетателем собственного изобретения.

Оправившись от последствий аварии, Хонда в 1937 году основал новую компанию по производству автозапчастей. В качестве основного направления был взят выпуск поршневых колец.

Его прежний успешный опыт литейщика ему не помог — сказывалась нехватка теоретических знаний процесса закалки, и кольца выходили хрупкими. Тогда Хонда поступил на заочное отделение Технологического института. Проучившись всего 2 семестра и в итоге найдя секрет закалки стали, Соитиро бросил институт. Поршневые кольца оказались столь хороши, что 40% предприятия Хонда приобрела набравшая к тому времени мощь компания «Тойота». Кроме этого крупным заказчиком стала одна авиастроительная фирма.

Хонда не стал ограничиваться запчастями для двигателей и обратил свой взор на авиастроение. Самой известной «крылатой» продукцией оказались деревянные пропеллеры для японской авиации. Хонда автоматизировал процесс их изготовления и сконструировал станок, выпускавший готовый пропеллер менее чем за час. До этого пропеллеры делались вручную в течение 1-2 недель каждый.




Велосипеды и виски

В течение Второй мировой войны Соитиро Хонда заработал немало денег на поставке запчастей для военной техники, но в 1945 году его предприятие подверглось бомбардировке американских ВВС. Разбомбили многое, но кое-что уцелело. И тут Хонда сделал неожиданный шаг — продал свою долю фирме «Тойота» и отдалился от дел, решив хорошенько отдохнуть. Купив цистерну спирта, изобретатель принялся за составление собственных рецептов виски. Экспериментальный продукт служил в основном для внутреннего потребления и для угощения посетителей ресторана, частью которого он владел.

Однако тяга к технике взяла свое — в конце 1945 года Соитиро Хонда основал новую фирму «Хондовский институт технических исследований». Название было громкое, но результатом «исследований» стал всего лишь двигатель объемом 50 см3 мощностью 1 л. с., предназначенный для установки на велосипед. Знакомые, да и сам Хонда, поначалу с иронией относились, как все считали, к техническому творчеству бывшего предпринимателя, но Соитиро вовремя понял, что в разоренной войной стране его мотовелосипеды, как самое дешевое средство передвижения, придутся как раз кстати, и в 1946 году приступил к их массовому производству.

К 1948 году Хонда владел уже 60% рынка мотоциклов и мотовелосипедов Японии. «Велосипедные» деньги и банковский кредит позволили Соитиро в этом же году открыть новую компанию, которую мы сегодня все знаем как «Хонда Мотор компани». В течение последующих 15 лет «Хонда Мотор» концентрировала усилия на двухколесных средствах передвижения. Успехи были столь серьезны, что в 1959 году «Хонда» стала производителем мотоциклов № 1 в мире.

Завоевание авторынка

Освоив мотоциклетную тему, Соитиро Хонда взялся за выпуск автомобилей, даже несмотря на то, что чиновники из японского правительства заявляли, что стране еще один автопроизводитель не нужен. Автомобильной премьерой «Хонды» стала модель «X190» 1966 года — маленький переднеприводной родстер с мотоциклетным мотором и брезентовой крышей. Машина получилась неудачной. Затем последовали более прогрессивные пикап и седан. Но все равно они не были чемто новым, способным завоевать сердца и, главное, кошельки миллионов автолюбителей.

Прорыв произошел в 1973 году с выпуском легендарной «Хонды Сивик» — компактного, скоростного, но экономичного автомобиля. И до сих пор, спустя 35 лет эта модель пользуется огромной популярностью во всем мире. Насладившись успехом, Соитиро Хонда после премьеры «Сивика» отошел от официального руководства своей фирмой, погрузившись в стратегию и изобретательство.

Вслед за «Сивиком» последовали столь же успешные «CRX», «Prelude», «Accord». В 1990 году «Хонда» праздновала окончательную победу за океаном — модель «Accord» была признана самым продаваемым автомобилем в США. Еще одним ударом по конкурентам явилось создание бренда «Acura» специально для американских потребителей. Главными отличиями моделей этой марки от аналогичных «хондовских» являются спортивный облик и более высокий уровень серийной комплектации, а также увеличенные габариты.


Только вперед!

Соитиро Хонда скончался 5 августа 1991 года. За несколько дней в одном из интервью он сказал: «Успех — это только один процент Вашей работы, а остальное — это смелое преодоление неудач. Если их не бояться, успех придет сам». Его жизненный путь лучше всего демонстрирует правоту этого высказывания. Не имея полного среднего образования, Соитиро Хонда получил 470 патентов за различные изобретения. Без каких-либо теоретических знаний о маркетинге и финансах ему удалось создать фирму, владеющую в настоящее время более сотней заводов в 33 странах мира. Именно его имя, первого из японцев, удостоили внести в Автомобильный Зал Славы Университета Минланда (штат Мичиган), считающегося кузницей кадров американского автопрома. До своих последних дней Соитиро Хонда вел активный образ жизни — воспитывал внуков, участвовал в любительских автогонках, управлял самолетом, побеждал в турнирах по японским шахматам «го».

Очевидно, что принципы работы Соитиро Хонда — настойчивость, целеустремленность, пытливость и приверженность к нестандартным решениями — его последователи свято чтут и поныне, каждый год удивляя мир техническими новшествами, и не только в автомобилестроении. Чего стоит один человекоподобный робот «Asimo», очередную модель которого мы каждый год можем видеть на Международном московском автосалоне? Или же компактный реактивный самолет бизнес-класса «HONDA JET», отличающийся малым расходом топлива? И нет сомнений, что в будущем «Хонда» будет только процветать, идя только вперед.


Дмитрий ПРОТАСОВ
Обсуждение Еще не было обсуждений.