Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 

Движущей силой автопрома в прошлом веке было немало семей, чьи заслуги до сих пор невозможно переоценить. Среди них по праву можно назвать японское семейство Тойода. И пусть в этом роду не было столь ярких личностей, как Генри Форд или Фердинанд ...

«Тойота» — семейные ценности мирового лидера

Движущей силой автопрома в прошлом веке было немало семей, чьи заслуги до сих пор невозможно переоценить.

Среди них по праву можно назвать японское семейство Тойода. И пусть в этом роду не было столь ярких личностей, как Генри Форд или Фердинанд Порше, в конечном итоге именно «Тойота» во многом стала эталоном для большинства автогигантов мира и успешно превзошла конкурентов.

Секретом успеха японцев стали упорный труд и постоянное самосовершенствование.


Автомобили — мечта несостоявшегося плотника

Основатель великой династии Сакиши Тойода родился в префектуре Сизуока 14 февраля 1867 года в семье плотника. Он был старшим ребенком и унаследовал титул «кашо» — главы дома и должен был заниматься плотницким делом. Но Сакиши решил по-другому. Его влекли механизмы из металла, и в 17 лет он занялся изучением создания ткацких станков. Он настолько преуспел на этом поприще, что стал автором нескольких изобретений и патентов. В 1910 году Сакиши Тойода создал собственную фирму по выпуску ткацких станков. Вместе со своим старшим сыном Кииширо в 1924 году Тойода построил полностью автоматический ткацкий станок. В 1929 году, за год до своей смерти, Тойода-старший за 100 фунтов стерлингов (баснословные по тем временам деньги) продал все права на чудо-станок английской фирме. Вырученные деньги Сакиши Тойода завещал своему сыну Кииширо, но с одним условием — вложить их в производство автомобилей. Именно их мечтал производить основатель великой династии.

Фамильное изобилие риса

Кииширо Тойода был дипломированным инженером и к 1930 году обладал уже необходимыми знаниями и опытом. Повинуясь воле отца, Кииширо немедленно приступил к подготовке производства. Первым делом было закуплено несколько двигателей американского производства, которые благополучно разобрали до винтика. Тойода остановил свой выбор на 6-цилиндровом моторе «Шевроле», основательно его модернизировав. Первые автомобили семейства Тойода увидели свет только в 1935 году. Проведя конкурс на название и логотип собственных автомобилей, Кииширо Тойода остановил свой выбор на «Тойоте» — с одной стороны, название ассоциируется с его фамилией, с другой стороны, символизирует достаток и благословение свыше. Ведь в переводе «тойо» означает «изобилие», а «та» — «рис». На Востоке издавно считалось, что если много риса, то все будет замечательно.

«Точно вовремя»

Несмотря на звучное название, дела у компании шли не слишком хорошо — производство автомобилей оставалось убыточным. Чтобы не обременять основную фирму, кстати, до сих пор выпускающую ткацкие и вязальные станки, дополнительными расходами, Кииширо Тойода, взяв крупный кредит, совместно с несколькими инвесторами в 1937 году создал новое предприятие — «Тойота Мотор Компани».

Кииширо, как и многие его коллеги, успешно перенял опыт американского автопрома. Однако в организации труда он превзошел американцев, введя несколько базовых принципов, сокращающих издержки. Основными стали принцип «точно вовремя», позволяющий избежать хранения сырья, деталей и готовой продукции, и принцип «кайзен», означающий «постоянное усовершенствование». В результате компания «Тойота» за счет относительно низкой цены и высокого качества смогла в 1938 году получить государственный заказ на поставку 3000 грузовиков для японской армии. Кииширо Тойода вовремя проявил инициативу — надвигалась Вторая мировая война.

Совершенство, надежность и доступность

Став официальным поставщиком министерства обороны Японии, компания «Тойота» заработала столько денег, что до 1945 года смогла построить несколько новых производственных и научно-исследовательских площадок, включая два института. После окончания Второй мировой войны дела у семейства Тойода пошатнулись — забастовки вынудили Кииширо уйти с поста руководителя компании и даже вставал вопрос о продажи части активов. Переждав тяжелые времена, Кииширо в 1952 году собрался вновь возглавить предприятие, но внезапная смерть от инсульта оборвала его планы.

Семейное дело подхватил двоюродный брат Кииширо Эйджи Тойода, занявшийся внедрением новых форм организации труда и нового оборудования. За техническим переоснащением последовало создание абсолютно новых моделей автомобилей — надежных и доступных по цене. В их числе и самая популярная машина всех времен и народов «Тойота Королла». Начиная с 1966 года и по сей день выпущено более 35 миллионов автомобилей этой модели. И до сих пор 10-е поколение «Короллы» пользуется огромной популярностью, в том числе и в России.

Эстафету у Эйджи перенял Соиширо, старший сын Кииширо Тойода. При нем «Тойота» превратилась в международную корпорацию. Преемники Соиширо только упрочили позиции, выведя «Тойоту» по многим показателям на ведущие позиции в мировом автопроме. Причем удалось дать «бой» конкурентам по всем направлениям.

В 1988 году на автошоу в Лос-Анджелесе была представлена новая торговая марка — «Лексус», под которой предлагалось выпускать автомобили класса «люкс» для североамериканского рынка.

Уже в 1993 году по объему продаж «Лексус» обогнал в США своих главных конкурентов — «БМВ» и «Мерседес».

«Тойота» совершила прорыв и в области новейших технологий. В 1997 году была создана модель «Приус», оснащенная гибридной силовой установкой, работающей как на традиционном топливе, так и на электричестве. Фактически «Приус» открыл новую эру автомобилестроения, ориентированную на альтернативный источник энергии.


Лидерство во всем

Со дня основания компании «Тойота» прошло много лет, но до сих пор потомки Сакиши Тойода остаются у руля. Свято чтя фамильные ценности, они вывели компанию на второе место в мире, лишь немного уступая по количеству проданных автомобилей своему главному конкуренту — «Дженерал Моторз». Но, скорее всего, в ближайшие годы «Тойота» станет автогигантом № 1 — слишком стремительно падают продажи «GM» на североамериканском рынке, самом крупном в мире. «Тойота», между тем, стремительно развивается. Подтверждением тому служит и начавший в декабре 2007 года работу в России автозавод, выпускающий популярную модель «Камри».

Потеснят тойотовцы конкурентов и в новых для себя классах. С появлением прототипа FT-HS, на базе которого планируется запустить в серию купе «Сефика», заволновались «Порше», «Феррари», «Бентли» и «Мазерати». Еще бы, новый японский суперкар разгоняется до 100 км/ч за 4 секунды, что позволяет считать его одним из самых скоростных автомобилей. Новые «Лексусы» смогут потеснить «Роллс-Ройсы» и «Кадиллаки».

Но, а граждане с более скромными запросами все больше предпочитают машины с гибридными установками — в этой сфере у «Тойоты» пока нет конкурентов.


Дмитрий ПРОТАСОВ Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 1507, cмотревших: 773 Список посетителей